Про странное чуство нереальности не раз возникавшее в моих путешествиях.
Можно включить плеер и читать текст под музыку по теме. Полет, полет.Дальше, чем ночь и день.Полет, полет...
Я в своих бесконечных поездках по Союзу не раз испытывал чувство полной нереальности происходящего или как говорил Дали, в сюрреальности ( в сюре). Я не так часто встречался с подобным состоянием, но иногда оно бывало и у меня. Cюр - чувство нереальности происходящего, чувство, что этого не может быть, но это таки происходит. Cуть сюра в невозможности наблюдаемого в реальности факта, но тем не менее, совершенно реального, и никаким другим не могущим быть. Я сейчас попытаюсь описать несколько таких случаев из жизни командированного инженера-системотехника и меня будут вдохновлять картины Джорджо де Кирико на тему "Ностальгия по бесконечности" в сюрреалистическом слиянии с картинами Роба Гонсалвеса. Все фото в посте кликабельны, господа! Кликайте и будет вам красиво!
Вот например как это было в Ульяновске.Мне нужно было из Куйбышева (теперь Самара) переехать в город Ульяновск . Меня ждали с докладом на научно-практической конференции в рамках оборонной девятки министерств. В то время я был начальником отдела в НИИИУ ПО "Электрон" (бывшее СКБ системотехники) и Главным специалистом Министерства Средств Связи СССР ( это так и писалось в бумагах, с большой буквы) по вопросам автоматизации задач управления экономикой и логистикой и приходилось мотаться по предприятиям с проверками, консультациями и участием в приёмо-сдаточных испытаниях систем управления.
Время поджимало.Хотел на теплоходе.Шикарно ! Но билетов не было. Автобусы уже не ходили и я сел на зачуханный поезд до Сызрани в надежде ночью уехать на автобусе в Ульяновск уже из Сызрани. Оттуда было много ближе. Другого варианта не было. Знаю, что многие на моем бы месте, махнули бы рукой. Завтра мог бы уехать на лучшем тогда автобусе- Икарусе. Но я тогда бы не успел.Можно подумать,ну не было билетов и судьба народа не решалась. Но у меня крайне развито чувство ответственности и упорства не занимать.
В итоге сижу в плацкартном вагоне.Я обычно ездил в СВ,если были билеты конечно. Статус позволял. А тут не билетов,ни скорого поезда с СВ. В вагоне пусто. Вдалеке два пьяных пьют и жрут. До середины пола вагона стоит вода из туалета.Вонь. За окнами что-то страшное. Иногда мелькают лампы с отражателями из жести , как в фильмах о лагерях. Какие- то жуткие заборы, мрачные заводы. Вы себе даже не представляете российской никому не нужной глубинки. Приехали в два ночи.Сызрань. Главный вокзал.
Было лето и потому буфет был с мухами на будербродах. Ночной перекус . Потом я нашел в привокзальном сквере дальнюю лавочку,присел и конечно не уснул.В пять утра пошел пешком на автостанцию. Сам небрит, но в костюме и при галстуке. В большом портфеле смена белья и сорочка. В сумке через плечо бритва и бумажки. Очередь в кассу.Какие то полупьяные еще с вечера командировочные. Бабки с узлами.Трава. Клевер называется или как? Приходят свинки пощипать травку. Поломанные заборы .Дома из черных бревен. И я понимаю,что оказался в другом мире. Так я туда попал? Зачем? И я оказался в нереальности. Такого не может быть. Где эта Сызрань? Где я и почему тут ? Но потом пришел Икарус. Мягкий,удобный.Поехали.
И сразу все изменилось. Дорога шла через первозданный сосновый лес с полянами залитыми солнцем.
Ехал ни о чем не думая.А потом вернулся в привычную жизнь. Самая крутая гостиница в городе была. Тогда она называлась "Ульяновская" , а тепер называется "Венец".
Номер на одного по броне принимающей стороны .Сходил в буфет. Принял душ.Поспал два часа и на работу. Совещание проходило на базе ,тогда еще не достроенного, Ульяновского авиазавода. Завод поразил своими размерами.
На экскурсии по заводу нас,ради шутки, завезли в будущую гальваническую ванну для частей самолетов на автобусе. На следующий день после работы прогулка на катере по Волге. Я на фото крайний справа,как самый молодой по возрасту(это официально,а в самом деле я не люблю толпу) .
Вечером завод устроил банкет, на котором академик Скурихин выпил свои обычные две бутылки коньяка . А мы, молодые ,выпили меньше и не коньяка, а водки,но все равно пошли ночью купаться в Волге. На следующий день директор Ульяновского авиазавода дал совещанию заводской самолет и мы все вместе полетели в Москву на закрытый военный аэродром.Какого черта я полетел с москвичами? Вспомнил.Не было нужного борта на Львов.Проще было выбраться из Москвы.
Накануне ( 3 августа) в Москве закончилась Олимпиада 1980. А я прибыл 4 августа. В городе было пусто и грязно.Ветер гнал по улицам билеты,бумажные стаканчики и какие-то ленточки. В любом ларьке продавали пепси-колу и фанту, что было дико и непривычно для глаза советского человека. В гостиницах тоже было пусто и я без брони, как белый человек, взял одноместный номер в гостиницу "Центральную" на улице Горького. Вот это было уже супер нереально !!! А утром билет в CВ на Львов без блата и очереди. Такое бывало с частотой проведения Олимпиады в Москве, но все же сюра не вызвало. Просто повезло в жизни.
Другой случай.Красноярск. Приемо-сдаточные испытания СУ на местном радиозаводе. После работы едем на плотину Краснояской ГЭС якобы на экскурсию ,а на самом деле пить водку на гребне плотины. Сибирское гостеприимство.Плотина строго охранямый объект.Но нам можно. Отдел оборонной промышленности крайкома КППС, спецдопуска и прочее.Микроавтобус заехал прямо на гребень плотины, где и состоялся пикник.. Уехали оттуда вечером,когда стемнело и плотина сияла огнями. :)))
Но я не об этом. По дороге на ГЭС был Дивногорск.Город электриков. Совершенно пустой.Все на работе. Набережная.Магазин одежды.Зеркальные окна,как в Москве.Спецснабжение. Вошли.А тут висит шикарный темносиний польский плащ. Тогда были в моде темные.Он отлично подошел к моей шляпе "Борсалино",тоже темносиней.
Очень крутая была шляпа. Как у Г.Форда.Я ее купил летом в Москве.Случайно и дорого. И что бы не помять, надел на голову. Вид был как у бандита из Чикаго. Так и ходил два дня.Был полный успех у дам из главка и московских НИИ. Тогда уже не носили летом шляпы и я смотрелся несколько необычно. Зато на встречных лентах эскалаторов в метро я видел невинные девичьи взгляды и призывные улыбки.
Короче я решил этот плащ купить к шляпе. Огромные зеркала.Примерка. И я вижу в зеркалах через витрину тайгу на другом береге Енисея. Совершенно дикую тайгу на крутом берегу огромной реки. И вижу вижу в зеркало дикого оленя или лося на другом берегу. На фото ниже вид на тайгу именно из того же места в Дивногорске. Прямо напротив магазина на набережной.
А я покупаю плащ из Польши,которая от Львова находится всего в 60 км ! Такого не бывает. Пять тысяч км. от Львова. Почему я тут и зачем тайга в витрине? Хотя озеро Сорвагсватн на Фарерских островах , расположенное на самом берегу океана, тоже смотрится нереально, хотя и есть в самом деле.
Потом была история в Юрмале. На базе радиозавода ВЭФ тогда готовилось важное отраслевое совещание по экономике отрасли на 500-600 человек. Я был шутник всегда и любил приколоться. Через знакомую секретаршу нашего Генерального дал на ВЭФ телефонограмму. Мол "буду рейсом №... ...числа! Встречайте! Фамилия без должности" (мне были не положены такие привилегии ). Прилетаю в Ригу и вижу у выхода из терминала двух человек с плакатом. Встречаем товарища ... и моя фамилия на табличке . Привезли на завод одного в огромном автобусе.
И тут опять везуха. Председателем комиссии по организации совещания оказался мой бывший "студент"- директор по экономике на ВЭФ. Я тогда преподавал по совместительству в институте повышения квалификации для руководящих работников отрасли и находился со "студентами" в хороших отношениях. Выпивали вместе. И меня по блату определяют в лучшую тогда в Юрмале гостинницу "Lielupe", которая расположена в одном из самых привилегированных мест в Юрмале - в окружении вековых сосен, всего в сотне метров от пляжа среди дюн. Номер был как у начальника главка.
Метров через 500 от отеля ,в Булдури, был роскошный ресторан «Юрас перле».Сейчас в Булдури, на берегу Рижского залива, только песок, дюны да ивы. Цитата : " Сейчас от ресторана «Юрас перле» (в переводе с латышского — «Морская жемчужина»), не осталось и следа — сгорел дотла в лихие 90-е. А ведь историческое было место... Стеклянный пол с подсветкой, росписи на стенах, официанты с бабочками, изысканное меню... Но главное, что круглый год привлекало сюда гостей, — ночная программа варьете, почти парижское шоу. Юрмальское варьете было первым в Советском Союзе, настоящая диковинка, мечта советского человека".
Была осень,на пляжах пусто и вечерами после работы ,откуда нас привозили в Лиепае автобусами, делать было совершенно нечего. И я перед отъездом из Риги решил посетить такое знаменитое место ,как «Юрас перле», но билетов не было. Их не было никогда. Но я договорился по львовской привычке не с начальством ,а с охраной на входе и мне продали билет с небольшой наценкой. Думаю ,что охране надоели крутые воротилы просто.
Места были с номерами.Мой стол стоял в первом ряду от сцены.За столиком,кроме меня сидели две красивые девушки из Риги и мужчина. Старпом греческого сухогруза. Они говорили между собой на английском, а со мной на русском. Грек ничего не понимал по русски,но вежливо улыбался.Девушки узнали, что я из совещания (это было событие в Риге ) и сразу зауважали.Решили,что я большой начальник. Началась программа. Пела там и будущая звезда Лайма Вайкуле,а тогда обычная певица в кабаре. Певицы бродили между столиками и норовили сесть на колени посетителям. За деньги конечно. Позже я узнал ,что в это время там же выступал и Боря Моисеев. Но я его не помню.Возможно потому что тогда не было модно садиться мальчикам на коленки мужчинам. Можно было и в глаз получить. Выпивка в этом кабаке была запредельно дорогая и я сидел почти трезвый. Шоу закончилось в 5 утра. Шел мелкий дождь.Я провел новых знакомых до трассы на Ригу, а сам пошел срезая дорогу, через лесопарк. Я шел ночью по чужому лесу один, не зная дороги. Фонарей в лесу почему-то не было и мокрые сосновые ветки били мне по лицу. Я брел наощуп и думал, что такого не бывает. Тысяча км. от Львова. Почему я тут в мокром лесу ночью и зачем? После этого похода я оказался без денег и был вынужден их занять у товарищей . Ничего удивительного конечно,но опять я встретил чуство нереальности.
Были у меня и истории связанные со скоростью перемещения в пространстве-времени. Это было летом в июне.Встал рано утром.Жена в командировке была тогда и мне тоже надо было улетать в Кишинев. В 6-30 утра выпил кофе и пошел в аэропорт. Я тогда жил в 15 минутах ходьбы до него. Жидкая группа людей у стойки и сразу на посадку тоже пешком. Самолет стоял в 50 метрах от здания. Взлет ровно в 7-15. Самолет ТУ-134 быстро пронес нас через туннель времени.
Весь полет солнце и голубое небо с редкими облаками и никаких воздушных ям. В 8-15 утра мы уже в Кишиневе. Троллейбус не спеша везет нас через весь город прямо к местному телевизионному заводу «Альфа» . Рабочие уже на работе и в 9-00 к заводу сходятся ИТР. Все как обычно на любом предприятии СССР. Бюро пропусков еще закрыто и мы спокойно стоим перед входом на завод. И тут неожиданно у меня возникает сюр! Я ощущал его почти физически и пока не понимал откуда возникло это странное чуство. Включил логику и понял. Другие люди.Не такие как в моем родном городе. Молдаване не такие уж и знойные южане - тут разнообразие такое же, как и у нас , от чернявых и смуглых до белых и голубоглазых. Но общий типаж другой, что и заметило подсознание системного аналитика. Если бы я долго ехал на бричке или хотя бы поездом, этот переход был бы едва заметен. Но тут встал как обычно. Как каждый день бутерброд и кофе. Тот же троллебус и та же проходная большого завода ,а страна то другая !Этого не может быть потому что этого не может быть никогда, как писал Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Письмо к ученому соседу».
Фото ниже тоже нереально! ТУ-134 над облаками с выпущеным шасси.
Была у меня и довольно странная история тоже связанная с самолетом, в котором пассажиры летели в разные города. Вот как это было. Я тогда улетал из Симферополя, где на базе “Фотона” прошло очередное отраслевое совещание. Вообще эти совещания давали возможность посетить такие места, в которые сам никогда бы не попал. Так я побывал в Ясной Поляне у Льва Толстого и у Есенина в Константиново. В Константиново я понял почему именно здесь родился великий русский поэт. Село Константиново отличается необыкновенной природой и изызканным ланшафтом. Тут обилие зелени, живописные изгибы реки , крутые холмистые берега, а на другом берегу реки огромные пойменные луга.
Место нереальное красивое, но сюра не вызвало, как и амбар в Ясной Поляне где Лев ! имел каждый день своих крестьянок в специфической позе, отчего в тамошней деревне живет масса непризнанных потомков гения. Тогда в советских биографических изданиях эту сторону жизни великого русского писателя стыдливо обходили. Бывал и на великих стройках СССР и с явным удовольствием и с большим интересом ( я бывший радист ВВС ) наблюдал на полеты стратегических советских бомбадировщиков с ядерными бомбами на борту и Аваксов ТУ-126 в Шяуляе на самом большом аэродроме Союза.
В тот раз в Крыму я увидел зимнюю Ялту с ее студеными волнами с грохотом накатывающими на набережные , такие теплые и уютные летом и пил водку в пустом ресторане на Ангарском перевале, заваленном снегами.
В Симферополе было тоже холодно, падал снег и почти все авиарейсы шли с большими задержками. Но в моей жизни бывали и задержки на трое суток и переносил я их привычно и без особых нервов. Наш рейс даже не намечался. Самолет сидел еще во Львове и лететь к нам похоже и не собирался. И тут везуха. Служба объявлений передала срочное сообщение ,что пассажирам следующим во Львов предлагается пройти регистрацию. В тот же миг я с товарищами был уже у стойки. Мы и еще пару человек с быстрой реакцией прошли на посадку , а остальные люди остались еще , я думаю , на пару дней. Cадимся в самолет на свободные места, потому что самолет следовал из Краснодара и в Симферополе просто высадил пассажиров. Мы потные и счастливые наконец в воздухе. Прошло несколько минут, мы отстегнули ремни и начали общаться с стюардессой на предмет того, во сколько мы будем во Львове. И тут пассажиры старожилы рейса начали над нами смеятся. - Вот тюхи, самолет летит то в Черновцы. А мы им. –Как в Черновцы ? - Мы на Львов. Стюардесса тут же смылась и каждый из нас остался в полной уверенности в своем пункте назначения. Но тревога у нас появилась и мы начали обсуждать варианты переезда из Черновцов во Львов. То да се и самолет пошел на посадку. Была уже ночь и куда садимся мы не знали. Движки умолкли и по громкой связи нам сказали, что самолет сел в г. Львов и дальше не летит. Черновчане выпали в осадок.Тепер была их очередь сидеть в аэропорту. Оказалось что экипаж был из Львова, был в рейсе больше нормативного срока и командир принял решение ночевать дома. А нам было не до сюра. Мы уже дома ! Это по сути, яркий пример настоящей реальности без "сюра", для сравнения. При сюре бывает так, как будто не с вами это происходит!
А эта история была в начале мая 1986 года, через неделю после аварии в Чернобыле.Тогда меня срочно вызвали в Киев в институт Кибернетики.Ученые этого института спешно создавали программы и электронику для мониторинга за бедствием. Мониторили (отслеживали) все от уровня радиации на самой станции до уровня загрязнения Днепра и питьевой воды. В то время я плотно занимался чем-то подобным у себя в НИИИУ .Даже получил одну из высоких всесоюзных премий за создание системы информации об ходе работы цехов в режиме реального времени с выводом ее на электромеханическое табло, из тех которые стояли тогда на вокзалах.
На “Электроне” для этого купили импортное табло за 100 тысяч долларов и поставили его в подземном переходе в столовую, где результаты своей работы каждый день видели тысячи работников завода. При тогдашнем уровне техники это была крайне сложная задача. Совместить то ,что нельзя было совместить в принципе. Но мне часто часто приходили в голову неординарные решения и я это сделал! Потому меня и вызвали.
И вот я сижу в купе один. Поезда шли на Киев совершенно пустые и в вагоне было человек пять. По приезде первый мой визит был в Киевгорсовет на Крещатике в отдел автоматизации, который был заказчиком работ. Там я впервые увидел как моют город с мылом. Мыли тогда здания, парапеты, лестницы, скульптуры. Потом пустой троллейбус повез меня по Красноармейской в институт Кибернетики . Там мыли уже не только здание , а и технику которая тогда моталась на место аварии каждый день.И в самом институте было полно вещей из зоны. Даже люди фонили к сожалению и потому там не были приняты рукопожатия. Многие тогда заболели тяжелыми болезнями и я думаю, что эта командировка через два года вылезла боком и мне.
После работы меня селят в гостинницу в Феофании для академиков! Их там тогда не было, почему и меня поселили. Так получилось потому ,я думаю, что просто у них не было дел в Киеве. . И вот я иду по парку пешком к гостинице. В парке пустынно и немножко печально, Запущенные дорожки и скульптуры заросшие мхом. Гостинница тоже пустая. Классный номер на одного. Нас в гостинице пару человек. В баре есть все что угодно, но я один не пью и я беру тогда дефицитную пепси-колу и сосиски на ужин. Потом выхожу на прогулку. Солнце еще стоит высоко. Гуляю по парку и понимаю,что я в сюре. Почему? - Мелькает у меня в голове. И тут я догадался в чем дело. На детских игровых площадках нет детей. Совсем нет. Ни одного ребенка! И будяки на цветочных клумбах ! Огромные! Выше роста человека. Это первые последствия аварии ! Запустение и быстрый рост сорняков! С тех у меня прочная ассоциация будяков с одиночеством и с ядерными взрывами!
Еще один раз такое чуство было под Новосибирском в г. Бердске. Сидим мы вечером после работы на Бердском радиозаводе на лавочке в садике заводской гостиницы на высоком берегу реки Бердь, которая в Бердске впадает в Обь. Мы сидели на берегу от моста правее.
По рекам идут корабли.Слышны их гудки и звук двигателей. А мы пьем вино и порем анекдоты. Со мной в командировке тогда была группа специалистов ,но большую часть работы выполнял я сам. У меня натура такая.Отвечаю за базар Сам.Но зато была компания. До дома 4 тыс.км. и я думаю. Почему я сижу и пью вино из горла за 4 тыс.км. от дома на обычной лавочке в садике рядом с погребом для овощей на берегу Оби? " Этого не может быть никогда!
Была еще одна история в том же Новосибирске. Нам надо было срочно прибыть из Академгородка ,где мы тогда были в командировке, в Барнаул и мы решили для скорости лететь самолетом местных авиалиний.Я не раз летал в самолетах почти времен войны. Ил-12 и Ил-14 . Но в тот раз это было особое путешествие. В Новосибирске есть есть суперсовременный аэропорт Толмачево,а городской аэропорт обслуживает рейсы внутри области.
Там крестьяне ездят порой не на автобусе,а летают на АН-2.В зале ожидания ,как у нас во Львове на автостанции Подзамче, толпа не городских людей..Сидят на полу.В мешках поклажа.Гуси ,свинки в ящиках.Рейс задержали и мы сидели в этой вони часа 3. Потом посадка и к нашему ужасу самолет оказался не послевоенный ,а времен войны.Типа Дугласа-ЛИ-2, но пассажирский вариант.Опорная точка сзади была, а в ИЛ-12 была уже передняя. Часть сидений поломанная и спинки не держались прямо.Люди, как в гостях, сидели на краешке сидений.
Вылетели наконец. Погоды нет, облачность низкая. Метров 500 , не больше. Самолет надрывно воя, прижимается к земле не в силах подняться выше облаков,как современный самолет. Внизу какие-то сопки и лес. В общем все выглядело довольно страшно.Время полета до Барнаула было около часа.Час прошел ,а мы все летим.Кабина пилотов закрыта,стюардессы нет вообще. Народ грустный и испуганный.Прошло еще полчаса. Самолет почти не снижаясь, плюхается на полосу и мы видим здание аэропорта похожее на то ,откуда мы вылетали полтора часа назад. Сначала возникает дежа-вью. Самолет рулит на стоянку и мы видим,что на фасаде здания написано Новосибирск. Сразу возникает чувство нереальности, переходящее в не мистику , а в злобу.
С горя пошли пообедать в ресторан в аэропорту, так и там не обошлось без сюра. Сидим за столом и я чую запах паленой шерсти. Сидим дальше и я через несколько минут чуствую что-то горячее за спиной. Оказывается какой-то мудак из местных нонконформистов, потушил окурок об мягкую спинку кресла, на котором сам сидел и на который потом сел и я. Тлело внутри спинки.Я прислонился спиной и раздул пламя. В итоге большая паленая дырка в новом костюме. Так и ходил с дыркой несколько дней, пока не вернулся домой.
Выше еще одна картина Вальдемара Джорджа Джорджио де Кирико. Пьяцца д'Италия, 1913. Метафизическая живопись, городской пейзаж. Кирико хотел показать в своем творчестве, что реальный мир на самом деле является лишь тонкой оболочкой, под которой скрывается темный и неизведанный мир подсознания, сновидческих символов и неразгаданных призраков. Художник старался как можно точнее изобразить загадочный мир, а символы на полотнах возникали как результат не логического мышления, а абсолютного раскрепощения, практически полного отрыва от реальности. Вот что он писал в 1926 году: “Иногда горизонт подобен стене, за которой стоит звук исчезновения поезда. Все ностальгия бесконечного раскрывается за геометрической точности площади. Мы испытываем самые незабываемые эмоции, когда открываем такие аспекты мира, что мы должны полностью игнорировать его существование. Мы вдруг столкнулись с откровением тайн, которые оставались все время в пределах досягаемости нам, что мы не можем видеть, потому что мы считаем, что жизнь слишком короткая и мы не можем чувствовать себя, потому что наши чувства развиты слабо, их мертвые голоса говорят с нами очень близко, но они предстают перед нами как голоса из другой планеты”. А вот картина Кирико на ту же тему. Это про мой возврат из командировки. Ну я это так чуствую.
А еще художник говорил: «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное». Я к тому ,что отражать могут не только картины,а и сама реальность странный образом переходящая в сюр!
Были у меня в жизни и другие необычные поездки, но они не вызывали у меня чувства нереальности. Например, я одно время ходил на работу в Московский Кремль. Но это было совершенно реально. Рассказ по ссылке ниже.
Просмотров: 4061 | Комментарии: 1
| Теги: НИИИУ ПО Электрон
| Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.