О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Блог администратора сайта.
Главная | Блог | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Пятница, 29.03.2024,12:59

Меню сайта


Категории раздела

Политика и история [29]
Философия и религия [16]
Личное [21]
Биографии необычных людей языком блогера [15]
Всякое разное [14]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Личное [ Добавить статью ]

Общевойсковые учения Вооружённых сил СССР «Днепр» глазами рядового участника.
   Вот что писалось об учениях в официальных сводках, а потом и в книгах. «Днепр-67» или просто «Днепр» — общевойсковые учения Вооружённых сил Советского Союза. Учения состоялись в середине сентября 1967 года. В них участвовали войска Киевского, Белорусского, Прикарпатского и других военных округов. Общая численность войск составила 1,5 млн. человек.На учениях были представлены Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Войска противовоздушной обороны и Воздушно-десантные войска. Эти учения тогда считались самыми большими в истории человечества.
 

  Наиболее зрелищным было действо, в ходе которого танковая дивизия в полном составе (330 танков) форсировала с ходу Днепр в его среднем течении, где ширина реки достигала 450—500 метров, а глубина — трёх-четырёх метров.
 

 К местам выброски поднялись армады военно-транспортной авиации. Самолёты несут крупные воздушно-десантные соединения войск. Наступление с неба прикрывается истребительной авиацией, а места выброски тщательно «обрабатываются» бомбардировщиками.
 

 В конце учений был парад. Очевидец парадных торжеств пишет: «На аэродроме возле Киева от горизонта до горизонта стояли танки. Это было самое большое скопление танков в истории человечества. Тут стояли танки четырех фронтов. По всей видимости, их было более 20 тысяч. Армия НАТО, если бы и рискнула собрать столько танков на одном поле, не сумела бы это сделать, ибо у всех западных наций нет столько. Жуткая фотография бескрайнего танкового океана обошла все газеты мира».
 

  Газеты тогда писали : "Солдаты, сержанты, офицеры и генералы проявили высокий моральный подъем, понимание своих задач и продемонстрировали готовность в любой момент с честью выполнить воинский долг".

 
 
  


В посте есть цитаты и фото из книги об учениях, в издании которой принимал участие большой друг нашей семьи , военный журналист Владислав Васильевич Стуловский,в то время зав.отделом газеты Белорусского военного округа. В конце 50 гг , в начале 60 он служил во Львове в газете Прикарпатского ВО военкором. Мы с братом были еще мальчишками и его очень любили. Он умел рассказывать интересные истории об военном времени,учил нас фотографировать. Его друг писал о нем позднее в очерке : ... худой, с высоким лбом, роскошной русой шевелюрой и профилем еще живого Николая Островского... Стуловский человек увлекающийся, склонный к эпатажу среди подчиненных, но скорее словесному, и вполне лояльный для начальства. Как у редактора, у Владислава Васильевича было несомненное положительное качество: он искренне хотел сделать газету интересной. В условиях жестких рамок цензуры, мощного прессинга политуправленческих чиновников, ничего не смыслящих в газетном деле, но заправляющих самоуверенно и жестко, орудующих чудовищными инструкциями политпросвета, – это было нелегким делом."
  Вот как тогда еще капитан Стуловский выглядел в 1959 году в гражданском костюме. Извините за качество,но фото было сделано юношеской камерой ''Смена"больше пятидесяти лет назад.

 


  В 1978-1986 он был уже полковником, служил главредом газеты Туркестанского Военного Округа и участвовал в боевых действиях в Афгане. Полковник Стуловский не раз бывал на передовой, деля солдатский хлеб и с командирами, и с рядовыми бойцами, и с местными жителями.Не так давно ветерану боевых действий В.В. Стуловскому было торжественно вручено Благодарственное письмо Законодательного собрания за активную общественную работу по воспитанию молодежи в духе патриотизма и верности Родине. Вот его фото в день вручения почетной награды уже в наши дни, в 2011 году. Он живет в г.Ломоносове под Петербургом почти у себя на родине.
 
 

   Он как и я , был на самих учениях и потом очень сокрушался ,что со мной не встретился. Через год после этих событий подполковник Стуловский подарил нашей семье книгу, которая называлась "От Минска до Киева" и  в подготовке к изданию которой он активно участвовал.
 
  

 
  


    А вот как это выглядело глазами простого радиста Военно-Воздушных Сил. Я тогда уже отслужил почти два года из трех. Наш  703-й учебный авиационный полк  ЧВВАУЛ ( в/ч 78733-с )  зимой 1967 года стоял в Чернигове. Аэродром Певцы. Курсанты 2 _го курса зимой не летали и работы было мало. Пилоты-инструкторы летали по своей сложной программе на классность. Ну там полеты при слабой видимости,сильном боковом ветре, низкой облачности,ночью и желательно все это вместе. Но погода обычно была хорошая и срочники в основном чистили снег и кололи лед. Зато в училище был классный клуб с хорошим залом и там за небольшие деньги можно было смотреть фильмы которые шли в СССР в прокате. Ярко помню фильм,который я смотрел почти в полном одиночестве - "Гром небесный" с Жаном Габеном и Мишель Мерсье в главных ролях. Военные не любили фильмы более или менее интеллектуальные. Вот здание казармы полка на фото крайнее справа.
 


А вот весной,летом и осенью полк летал на своих полевых аэродромах по всей Украине. В Городне, Добрянке, Умани, Конотопе, Ивангороде. Аэродром "Малейки" за Городней уже тогда  использовался как  учебный, но не для полетов, а для обучения молодых бойцов строевому шагу.  Занятия шли 8 часов в день при ледяных ветрах на бетонной полосе аэродрома. В тот летный сезон половина нашего полка летала в Добрянке,а другая половина в Городне. До этого сезона в Городне стоял 702 полк с МИГ-17 (третий курс) . Моя радиостанция была направлена в Добрянку. Вот карта этой местности из спутника.Можно кликнуть!

 

   Ехали в Добрянку из Чернигова своим ходом. Машины тяжелые и неповоротливые. Радиостанции,радиолокаторы,мастерские,грузовики с барахлом и оружием. В конце дороги удивили леса. Казалось что мы в тайге. На фото эта дорога в 5 км. от Добрянки.
 

  Прибыли в неухоженный лагерь среди леса. Разбитые бараки и койки. Крыши поросшие мхом и текущие во время дождей.Пришлось неделю вживаться в новый быт.Тянули телефонные провода по старым столбам, запускали летнюю кухню, а потом прилетели наши L-29 и началась обычная работа.Подъем в 3-30 утра.Одеваемся при свете керосиновых ламп. Электричества в летнем лагере не было. По лесной тропинке идем в автопарк.По дороге собираем грибы и ягоды. Ягоды сразу едим ,а грибы сварим ближе к вечеру на полдник. Заводим наши колымаги вручную кривыми ручками и едем по пустой полосе в ее конец на Старт. Там стояла большая будка с стеклянным куполом в которой находились руководители полетов. Называлась эта будка - командный пункт (КП).
 


  В будке сидели руководитель полетов, его зам,штурман, офицер связи,дежурный телефонист и планшетисты, которые по данным локаторов, рисовали на картах движение всех самолетов в воздухе.А их бывало и по 25 одновременно в разных полетных зонах и на кругу возле аэродрома. Пишут ,что однажды в воздушной зоне аэродромов Певцы(Чернигов)-Городня-Добрянка было зафиксировано одновременное нахождение более 50 самолетов различных типов. Под будкой сидел солдат из самых больших разгильдяев ( проще работы не было в части ) в соломенном бриле от палящего солнца, который смотрел в дальномер на шасси приземляющихся самолетов и докладывал наверх, выпущено шасси или нет. На учебных самолетах L-29 летали желторотые курсанты, про которых наши летчики говорили: "Вижу ОНО летит". Поэтому за ними нужен был глаз да глаз. Рядом с будкой стояли радиостанции обеспечения Р-814 и Р-811. Кабели от них шли на КП.Вот одна из этих машин.
 


  Таких на старте стояло три штуки для разных целей. Экипаж каждой был из двух человек.Радиомеханик и механик-водитель. Дежурили без замен 6 дней в неделю в две полетные смены, а в ночные полеты и в три смены. При ночных полетах на старт добавлялся еще прожектор с экипажем.Мы обеспечивали связь с самолетами,локаторами,дальним и ближнем приводами, связь с рейсовыми бортами , которые то и дело пересекали зоны наших полетов. Без связи полеты не возможны. Позывной аэродрома в Добрянке был "Спиртовый" и он всем очень нравился. А вот в Городне позывной был - "Чесночный".    
   Летчики относились к нам с некоторым уважением, потому как понимали, что от нас в какой-то мере зависят их жизни и обижать нас по пустякам не давали.С нас требовали только надежную связь,а вот пуговичка там не так или самоволка в выходной на пару часов , прощались. Однажды начальник связи полка спросил у командира полка разрешения направить меня на гауптвахту на 5 суток. Так командир ему сказал,я тебя идиота посажу на гауптвахту вместо него. Однажды полковник сам видел как я в аварийной ситуации  перенастроил радиостанцию в 3 раза быстрее чем по нормативу и даже сказал мне тогда :  "спасибо сынок". Да и моя радиостанция ни разу не сломалась за три года моей службы во время полетов. Комполка было гораздо важнее безопасность полетов, чем амбиции какого-то майора.   Мы тоже любили летунов за их веселый и легкий нрав,чего нельзя было сказать об наших "земных" командирах. Вот я за пультом радиостанции Р-814.

 

  Сразу за ВПП (взлетно-посадочной полосой ) в 100 метрах была граница Украины с Беларуссией.Наши водители ходили за “границу” за белыми грибами.Радисты ходить не могли, потому что радиостанцию во время полетов не бросишь. Места глухие и за полчаса собирали ведро белых грибов. Потом их варили в том же ведре на паяльной лампе и ели сидя кружком прямо из ведра с запахом бензина под непрерывный рев самолетов.   Так и жили. Тихо и мирно. Раз в неделю по ночам выкачивали бензин прямо из бензовоза из которого заправляли личный самолет командира ЯК-12.
 


Я на таком летал и в авиаклубе во Львове, как парашютист и в полку пару раз летал, но недалеко-км. 30. Возил продукты на полигон нашим связистам с попутным самолетом. Летчику-истребителю было лень управлять такой телегой и мы выше 100 метров не поднимались. Места были глухие и наш ЯК-12 своим ревом пугал коров на лесных полянах.
 



   Курсанты этот полигон бомбили бомбами и палили по макетам ракетами без начинки, а снизу штурмана их наводили на цель по радиосвязи .Чешские L-29 были реактивными и заправлялись керосином. Вот эти красавцы на фото. Снимок слева сделан в Добрянке. Видите самолет № 40. Таких в полку было 60 шт.
 
  >


 А насчет бензина.Что такое 40 литров по сравнению с 300 тоннами разной горючки, которая уходила на полеты и их обеспечение каждую неделю? Мы в бензине стирали форму и даже мыли им колеса наших машин. Воды на старте было мало,а бензину хоть залейся.Бензин в канистрах той же ночью несли на хутор Галошевка (он есть на карте) ,жители которого клеили им галоши. В каждом дворе стояли бочки с авиационным бензином.Галоши расходились по всему Репкинскому району. Рядом с хутором было огромное село Горностаевка-едва ли не больше Добрянки. Там наши воЕны брали самогонку и девушек на вечер.  Поразительный факт.В этой глухомани в то время не было даже электричества в домах ,что приводило к оживленной торговле военнослужащих ВВС СССР и жителей Репнинского райна Черниговской области УССР. Запчасти к двигателям-генераторам,бензин,керосин,портянки,шинели и т.д.Продавались даже стальные плиты с ячейками из старой немецкой рулежной полосы,которые применялись местными для мощения дворов.

 Я к девушкам не ходил потому,что не умел ухаживать за ними по местным обычаям.   Было принято им выкручивать руки и лезть за пазуху. Приличные девушки оказывали сопротивление и потому потели и пахли соответственно. Вместо походов в село я в свободные минуты убегал в леса,бродил по тропам и дорогам, наслаждаясь свободой. Ходил не в форме, а в расхристанном техническом комбинезоне на голое тело. В наших будках было жарко и душно от аппаратуры, аккумуляторов и палящего солнца. Вот я в своем комбезе на травке с цветочками рядом со стартом.Я на фото сижу слева.Рядом со мной дежурный телефонист. На аэродроме всегда пахло гарью от авиакеросина и полевыми цветами. Если на фото кликнуть, то можно меня увидеть совершенно раслабленого. . 

 


  С риском для жизни я залезал на полусгнившие деревянные геодезические вышки и любовался видами леса, лежа на их площадках.
 

  И вот однажды вижу с вышки ,что весь лес забит техникой. Танки,БТР и почему-то самоходные понтоны. Не было в этом месте рек.
 

    Возвращаюсь в лагерь и вижу на железнодорожном переезде колонну танков лязгающих по рельсам и автомашин-кунгов. Это такие будки на колесах.В них может быть все что угодно.Даже полевой генеральный штаб. Я такой видел на окружных учениях на полигоне Гончаров Круг. В этих кунгах были и штабные карты и буфеты с пивом.

   К вечеру наш полевой аэродром был окружен ракетными установками. Всюду торчали антенны локаторов и стояли вооруженные караульные. Ребята шифровальщики говорили , что на нашем аэродроме был штаб одной из сторон учений. Приезжие воины первое что сделали,испортили наш "бизнез" и нашу спокойную жизнь. Загоняли бензовозы прямо в село и наливали из кранов горючку в ведра в обмен на самогон. К вечеру еще отбили девушек у наших солдат. Ах эти новые военные такие душки, думали наверное девушки из Горностаевки !

   На следующий учебные полеты отменили.Нас подняли по тревоге и послали на круглосуточное дежурство на дальний старт. Выдали даже коротковолновые приемники для прослушки эфира.Вот музыку послушали тогда вволю. У нас же были радиостанции УКВ, на волнах которых музыки тогда и близко не было. Сейчас это называется FM. Но я думаю , что в той глуши FM и сейчас нет. Ниже вид старта в Добрянке из спутника. Хорошо видно полосу и рулежки. Можно кликнуть на фото.

 

     На аэродроме началась жуткая активность. Приехала техника и за один день построили еще одну полосу рядом с нашей. Наша была хилая и короткая, для учебных самолетов, а новая вообще грунтовая. К вечеру все замерло. Было еще совсем светло. Мы играем в карты и слушаем музыку на коротких и служебный эфир на ультракоротких волнах.Все тихо. И вот неожиданно в эфире появляется голос командира авиагруппы запрашивающий посадку на наш аэродром полка МИГ-21. Никто их не ждал. Видно штабы напутали что-то как всегда и никого из наших летных командиров на старте не было.Да и командиров вообще не было.Даже кусков-сверхсрочников. Командир сказал, что у них горючка на исходе.И я решился ответить сам. Доложил,что командиров нет, я радист, могу включить технику для посадки, что полоса короткая для МИГ-21, но визуально пустая. Решение принимайте сами! Командирu группы сказал-включайте оба привода, садимся.

   Я обратился с просьбой на привода и к осветителям полосы срочно включится и ребята  включили свою технику, понимая что счет идет на минуты. Через минут пять появился первый МИГ. Разведчик ,как положено. Сам зашел на посадку, приземлился и выпустил парашюты.Иначе бы разбился.Полосы не хватало. Потом рулил к нашему старту по старым рулежкам из жести.Порвал парашюты об жесть,цепляя ими за загнутые края полос рулежки. МИГ-21 стал у края полосы и двигатель затих.Из кабины вышел летчик.Снял шлем, надел фуражку зачем-то, обломал веточку из куста, взял ее в руку как стек и пошел к старту,похлопывая стеком по сапогам. Я доложил по форме. Он спокойно выслушал доклад и сел на место руководителя полётов. Я показал,что к чему. Ну там микрофоны от трех радиостанций, телефоны служб и т.д.

    И тут началось. МИГи садились с интервалом в минуту.Настоящий конвейер.Полк МИГ-21 тогда это было 50 самолетов! Все выпускали парашюты.Многие их рвали. Самолеты под руководством опытного летчика,как потом оказалось одного из комэсков полка,рулили на стоянку между рулежками. Приехали взмыленные наши командиры. Через час все затихло и они устроили мне допрос.-Как мол, почему и кто разрешил ? - Пойдешь под суд за превышение полномочий! Но все обошлось.Время было почти военное и мне девушки из штаба рассказали,что приходил командир того полка,который попал в аварийную ситуацию и замолвил за меня словечко. К сожалению он погиб через три дня в авиакатастрофе на своем МИГ-21. Тогда разбилось немало самолетов. (((:

 

   С утра следующего дня начались просто сумасшедшие полеты. Прилетела эскадрилья разведчиков ЯК-28 и другие самолеты и вертолеты разного назначения. Взлетали и садились они днем и ночью на две короткие полосы навстречу друг другу без учета направления ветра. Сильно рисковали конечно,но на учениях были созданы военные условия. ВВС должны были уметь летать с полевых аэродромов , а не только из Внуково.

   В воздухе круглые сутки висели разные самолеты. Летали в основном полками.Ну в крайней случае эскадрильями.  Видели мы и армаду военно-транспортных самолетов с самым большим десантом в истории учений в СССР. Летели над нами часа два, закрывая небо.

 

   Вечером я уехал на дежурном автобусе в часть по служебным делам, а потом ушел в самоход в город и вернулся поздно ночью. Шел по пустынному редкому лесу освещенному яркой луной. В руках у меня была гибкая спица из легированной стали,длиной около метра из сопла L-29. Мы носили их в качестве рапир или дротиков для защиты от бешеных лисиц. В ту осень их было много и они покусали пару наших курсантов. Но этой спицой можно было запросто проткнуть и человека. Мы научились эти дротики-рапиры метко бросать в цель.
 
   Потом я вышел на полосу. Была абсолютная тишина, над полосой низко-низко висела полная луна и я шел прямо на неё. Это выглядело где-то так, как на фото ниже. Стоянки с самолетами слева и справа от полосы были закрыты и охранялись часовыми с автоматами, а полоса была открыта и я шел по ней громко топая сапогами. Еще пальнут сдуру или со зла часовые. В роте охраны служили в основном рогули и хачики.Полоса длиной 2,5 км. и я дошел не скоро. Мой топот гулко и мерно раздавался в ночи. Пришел.Водитель дрыхнул, а мне не спалось. В будке было два спальных места-широкое и узкое. Спали на них в одежде,укрывшись шинелькой. В эту ночь была моя очередь спать на широкой лавке. Я включил приемник,сделал звук потише и слушал музыку из далеких Тираны или Канберры и о чем-то мечтал...

 

   Прошло еще пару дней. С утра над аэродромом висела низкая облачность.Полетов нет. Мы сидим сами на старте без дела.Из облаков неожиданно вываливается стратегический бомбадировщик ТУ-16. Летит низко, сбрасывая фольгу для защиты от локаторов. Пару раз проходит над нашей полосой и опять тишина.После обеда шифровальщик из штаба говорит нам по секрету. - Пришла шифрограмма: "Аэродром подвергся ядерному удару.Прекратить полеты и свернуться!" На снимке ТУ-16.
 


  И все.Самые большие учения в нашей жизни закончились! Чужие самолеты улетели,танки, БТР и автомашины уехали. Бензин продать было нельзя ( местные сделали запас на год вперед ) , а девушки к нашим воЕнам все таки вернулись. Скоро начался листопад и мы переехали на зиму в город Городню, который с тех пор стал базой для нашего полка.Вот я в модной парадной форме уже в Городне.Но форма тоже не уставу. Видите на мне не китель,а офицерская габардиновая гимнастерка.Это что-бы девушки думали ,что я курсант-летчик и езжу в папиной машине.
 
 

 А сейчас группа "Чиж" с песней "Фантом" об советских летчиках воевавших во Вьетнаме. У нас старшие командиры сражались с америкосами в Корее, а некоторые офицеры-инструкторы воевали с янки во Вьетнаме.Они там работали по специальности-инструкторами.Но когда у учеников дела не ладились,показывали на практике как надо действовать! В видео показаны самолеты "Фантом F-4" и наши МИГ-21, основные соперники в этой войне!

 
Категория: Личное | Добавил: vkbond (16.07.2011)
Просмотров: 10200 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 1
1 vkbond  
0
СТУЛОВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ


Владислав Васильевич родился 30 мая 1930 года в Ленинградской (ныне Вологодской) области. Закончил зооветтехникум, военное пехотное училище, спецкурсы инструкторов противоатомной защиты, курсы военных журналистов при Львовском военно-политическом училище СА и ВМФ, Белорусский госуниверситет (заочно), Высшие академические курсы при ВПА им. Ленина. В трудовую жизнь в колхозе вступил рано – не исполнилось и 12 лет, как за ним была закреплена рабочая лошадь. С 1942 по 1945 год одновременно работал и учился. Семилетку заканчивал «полузаочно» - без троек. После окончания техникума работал веттехником и и.о. ветврача Центрального (г. Никольск), Борисоглебского зооветучастков Вологодской области и на строительстве Череповецкого металлургического завода.

Прослужил в армии 32 года – в Беломорском, Приволжском, Прикарпатском, Северо-Кавказском, Белорусском и Туркестанском военных округах, в Группе советских войск в Германии и Южной группе войск (Венгрия). Был техником-дозиметристом, командиром взвода, роты, корреспондентом дивизионной и армейских военных газет, корреспондентом, заместителем редактора и редактором окружных военных газет. Полковник в отставке. Член Союза журналистов с 1960 года. Член Союза писателей СССР с 1980 года. После увольнения в запас работал отв. секретарем по жанрам Союза писателей Узбекистана, заместителем главного редактора издательства детской художественной литературы «Юлдузча» («Звездочка»), заместителем главного редактора правительственных газет Узбекистана «Халк сузи» и «Народное слово». С 1996 года Владислав Васильевич работал в системе МЧС. Он был начальником Пресс-центра УМЦ по ГОЧС г. Санкт-Петербурга и Ленобласти, сотрудником Пресс-центра Северо-Западного регионального центра МЧС России. С марта 2007 по июль 2008 года работал редактором местной газеты «Наш край. Большая Ижора».

Награжден орденами Красной Звезды – за Афганистан и «Знак Почета», серебряноймедалью ВДНХ СССР, полутора десятками других медалей. Обладатель ряда почетных грамот, дипломов и премий Президиумов Верховных Советов, Союза писателей и журналистов СССР, БССР и Узбекской ССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК комсомола Белоруссии и Узбекистана.

С января 1980 по ноябрь1984 года (в течение почти 5 лет) Владислав Васильевич – главный редактор фронтовой газеты «Фррунзевец», регулярно вылетал в Афганистан. Он вспоминал: «Мы свою работу строили так. Сначала я облетывал все так называемые «гадючные» места, определял, куда и когда нужно послать корреспондентов. Затем, уже на месте редколлегия утверждала конкретных исполнителей. Без преувеличения могу сказать, что «фрунзачи» были свидетелями и участниками всех без исключения значительных событий в ДРА того времени. О большинстве будущих Героев Советского Союза мы писали задолго до присвоения им этого высокого звания». В. Стуловский написал циклы очерков и памфлетов об Афганистане, три повести. Две из них опубликованы только в журнальном – варианте.




Вот его стихи. Я думаю ,что одни из последних.

Я каждое утро Девятого Мая
К тебе прихожу – Неизвестный Солдат,
Душой отмечаю тюльпаны с Китая…
Как быстро редеет наш славный отряд.
А вечный огонь на ветру полыхает,
Бросает, как прежде, сражения дым.
И память играет, играет, играет…
И вижу опять я себя молодым.
И вновь вспоминаю я наши атаки
И горы чужие, и свой медсанбат.
И как провожали родные когда-то,
И как я вернулся с Победой назад.
И пламя, как память, сердечною болью,
И пламя сегодня, как подвига след,
Светится как лампочки горькое пламя –
Как горечь утраты. Как радость Побед.


Владислав Васильевич Стуловский умер 9 апреля 2015 года в г. Ломоносов Ленинградской области в в возрасте 85 лет.


"Мир, мир тебе, о, тень поэта, Мир светлый праху твоему"  - Тютчев

Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
/script>