Начало темы в статье : "Запад и Восток глазами великого философа. Руси , а ее истоки лежат в Византии, есть чем гордиться"
В моих постах то и дело встречаются слова: цивилизация,этнос,суперэтнос со ссылкой на Льва Гумилева. Какое нам дело в какой цивилизационной парадигме (общепринятой модели ) существовала имперская Россия, а сейчас существуют ее наследники? Дело в том ,что часть людей , предки которых как и наши предки , создали Великую Империю, сейчас пытаются разрушить, при содействии западных соседей, сами основы нашего существования. А это несет угрозу нашему мироощущению и в конце концов жизни каждому из нас. Многие из вас даже не могут себе представить,каково это живя у себя городе,неожиданно оказаться в чуждом для тебя обществе. Вы не приехали в чужую страну и не чуствуете себя обязанным принимать жизненные установки людей ,пусть из твоего суперэтноса, но из задворков чужой цивилизации.
Многие пытаются встроиться в новую для себя жизнь или систему,но для системы они все равно остаются чужими. Да и противно предавать своих предков. Многие ваши предки жили в разных оккупациях и наверняка знают ,каково это терпеть,терпеть.терпеть,когда хочется бросить в чужаков гранату. Но мы православные знаем,что убийство в мирное время даже врага это грех, а и в соседа или знакомого не будешь стрелять, только потому ,что он не так думает как ты. И вообще ты с ними выпиваеш. Но ты точно знаешь,что Наши не придут как в Великую Войну и уехать не можешь, потому как стар и болен и уже поздно начинать жизнь с нуля. Да и могилы предков держат в этом уже не милом сердцу месте. Что тогда остается? Я лично открываю Ворд и привычно начинаю писать очередной пост, пытаясь себе самому ответить на извечный русский вопрос «Что делать” . Пожалуй начну. Будет много цитат,потому до уровня великих умов мне еще расти и расти.
Итак изучаем вопрос. Начнем пожалуй с Л.Н. Гумилева , который является наиболее значимым представителем цивилизационного подхода. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Действительно, общее у цивилизационной парадигмы с идеями Л.Н. Гумилёва есть. Этносы, согласно Л.Н. Гумилёву, отличаются друг от друга групповым самосознанием и более того, Гумилёв водит понятие «суперэтнос», в состав которого входят народы, на основе общего сознания, духовного родства. Структуры этноса и цивилизации отчасти похожи. Гумилев в первой случае выделяет субэтносы, этносы и суперэтносы. Во втором случае мы можем выделить цивилизации и составляющие их субцивилизации. Этносы, как и цивилизации, проходят определённые этапы в своём развитии, проживая примерно такой же срок (хотя и не далеко все) – около 1500 лет. Цивилизация возникает по самым разнообразным причинам. Одну из них хорошо объясняет теория «Осевого времени» К. Ясперса.
В VIII-II веках до нашей эры - состоялось «духовное основоположение человечества», которое произошло одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. И этот срез истории представляет собой своеобразную «ось мирового времени», когда возникает современный человек с его представлениями о возможностях и границах, об ответственности, которые существуют и в наши дни. В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии; в Индии жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя и Иеремия ; в Греции - это время Гомера, философов Гераклита, Платона, трагиков и Архимеда. Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга !!! Вот что было до осевого времени. Картина Виктора Орловского "Пустыня цивилизации".
Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. При чем достаточно рисунка и Вы все поймете.
Так возникли цивилизации. В статье “Цивилизационная парадигма и Л.Н. Гумилев” А.Харин пишет : “По поводу существования цивилизаций существует дискуссии в научном мире, есть позиция, согласно которой цивилизация более оценочное явление, нежели реальное. Доходит до того, что в наше время часто говорят об «общечеловеческой цивилизации», понимая под ней, как правило, только одну – западную цивилизацию, стремящуюся навязать другим культурам свою систему ценностей. Остальные должны подстраиваться под Евроатлантику, заимствуя необходимое для «прогресса». Цивилизованными, по мнению западников, являются только «свободные народы» т.е. западные, которые по мнению самих людей Запада, ведут к такой цивилизации, как на картине Michael Kerbow. A New Religion ( новая религия ) .
Западникам возражают многие европейские и российские ученые. Вот цитата из статьи «Историческая роль России между Западом и Востоком “ В. И. Пантина в журнале: “История и современность” : «Россия по самому своему генезису является «дочерней» цивилизацией по отношению к Византийской цивилизации, а через нее и к Римской цивилизации древности. На Россию некоторое влияние оказали и западноевропейцы и даже Золотая Орда. Уже сам факт такой многообразной и разноплановой «удочеренности» и идентичности наводит на мысль о сложной, противоречивой и промежуточной цивилизационной природе России.”
А. Дж. Тойнби в своей работе «Мир и Запад» писал об истории России как истории ее столкновений то с Западом, то с Востоком: «Хотя русские были христианами, а многие и сейчас ими остаются, они никогда не принадлежали к западному христианству. Россия была обращена в христианство не Римом, как, например, Англия, а Константинополем; несмотря на их общие христианские корни, восточноправославное и западное христианство всегда были чужды друг другу, антипатичны и часто враждебны. Отчуждение началось в XIII веке, после нашествия татар на Русь. Татарское иго продолжалось недолго, ибо татары были степными кочевниками и не могли укорениться в русских лесах и полях. В результате татарского ига Русь потерпела убытки, в конце концов, не столько от татар, сколько от западных соседей, не преминувших воспользоваться ослаблением Руси для того, чтобы отрезать от нее и присоединить к западнохристианскому миру западные русские земли в Белоруссии и на Украине. Только в 1945 году России удалось возвратить себе те огромные территории, которые западные державы отобрали у нее в XIII и XIV веках. За последние несколько веков угроза России со стороны Запада, ставшая с XIII века хронической, только усиливалась с развитием на Западе технической революции, и следует признать, что однажды разразившись, эта революция не проявляет до сих пор никаких признаков спада". Идет развитие до уровня изображенного на картине того же Michael Kerbow.
Уточню слова об 21_й цивилизациях Тойнби. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. Вот что за Вавилон на земле. "Современный Вавилон". Сербский художник-сюрреалист Любица Иванович — Кене (Ljubisa Jovanovic – Kene)
В. И. Пантин продолжает : "Культура России – европейская, но одновременно и иная, специфическая. Если же Россия – это и Европа, и Азия, то российское своеобразно объединяет, синтезирует в себе и европейское, и азиатское, хотя и не является простой суммой того и другого. Неслучайно на протяжении последних нескольких веков Россия играла роль самостоятельного мирового центра политической и экономической силы, равно удаленного от остальных мировых центров Запада и Востока – Великобритании, Франции, Германии, США, Японии, Китая, Индии – и в то же время равно приближенного к ним. В мировой политике Россия более или менее удачно играла роль противовеса по отношению к стремившимся в разное время к европейскому (или мировому) господству Швеции, Пруссии (при Фридрихе Великом), Франции, Германии, Японии, США. В начале XXI в. Россия, хотя и не слишком успешно, пытается ограничить неоимперские притязания США на абсолютное доминирование в мире, притязания, чреватые тяжелыми последствиями как для самих Соединенных Штатов , так и для всей международной политической и экономической системы.
В будущем очень важно, чтобы Россия смогла сыграть подобную роль противовеса и по отношению к вполне возможным великодержавным, гегемонистским устремлениям Китая. Таким образом, в мировой истории Россия, часто не сознавая этого, более или менее последовательно позиционировала себя как особое цивилизационное образование между Западом и Востоком, не изолировавшееся при этом ни от Запада, ни от Востока. На деле России так же нужны Европа и США, как Европе и Соединенным Штатам нужна Россия. Чрезвычайно опасные иллюзии, распространенные на Западе, состоят в том, что Европа или США смогут обойтись без сильной и самостоятельной России.
Эти иллюзии, свойственные и некоторым восточноевропейским «друзьям» России, игнорируют тот факт, что исламизированная Европа и мексиканизированные США без России в перспективе станут легкой добычей Востока. В свое время Европа, нанесшая удар в спину Византии, которая прикрывала ее от арабов и турок, столкнулась с гораздо более агрессивной Османской империей, завоевавшей треть Европы. Тогда Европу спас демографический подъем и техническое превосходство над странами Востока. Но сейчас Европа и США в демографическом плане находятся отнюдь не на подъеме, а что касается техники, то на пятки им наступают Япония, Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, некоторые исламские государства. Огромные природные и военные ресурсы России в случае ее распада, скорее всего, достанутся не Западу, а Востоку, прежде всего Китаю и радикальным исламистам.
В этих условиях падение России, о котором грезят некоторые западные и отечественные теоретики, неизбежно приведет в дальнейшем к падению Запада. Справедливо гордясь своим динамизмом, своими техническими и технологическими достижениями, Запад периодически впадает в состояние самодовольства, сознания своей исключительности и вседозволенности. Российская власть и большинство российской интеллигенции часто идут за односторонними идеологиями, которыми их щедро одаривают западные интеллектуалы, будь то коммунизм, неолиберализм, национал-социализм, неоконсерватизм, постмодернизм или какой-нибудь другой «изм». В результате неизбежно возникают и воспроизводятся глубокие расколы в обществе, проявляющиеся в метаниях из крайности в крайность, в раскачивании «маятника» российских смут и революций. Между тем выход для России не в них, а в осознании своего сложного, промежуточного между Востоком и Западом положения и в выполнении своей трудной исторической роли". Но об этом в следующей статье цикла "Философия о русской идее и практические выводы из философии".
Вот бы еще Запад это осознал! Но пока Запад в рамках свой демократии говорит : "Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными"
Продолжение темы в статье "Византия сверхдержава средневекового Мира и что связывает ее с Русью?"