"Я знаю только то, что я ничего не знаю" или о чем говорил Сократ?
>Можно включить плеер, сделать звук потише и почитать рассказ в сопровождении песни на тему. Людвиг Ван Бетховен "Тишина"
Многие из нас берутся за решение вопросов явно не разрешимых и не однозначных.Любовь, смерть, семья, Сталин и война,идеология сушествования и т.д.Эти вопросы нельзя решить на уровне простой дисскусии.Что хочется просто поговорить? Я ничего не имею против.Говорите! Но помните, что ВСЕ уже написано ранее. Не нами. Мы с Вами,еще не доросли до уровня великих умов.
"Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений?" -сказал Томас Стернз Элиот — американо-английский поэт, драматург и литературный критик. Ниже следует пересказ его совершенно изумительного эссе об мудрости.
Фраза, вынесенная в заголовок, замечательна по двум причинам. Во-первых, она принадлежит одному из умнейших людей нашей цивилизации. Этим человеком является Сократ. Во-вторых, (и это следует из первого) она наполнена глубинным смыслом. В чём же смысл этой фразы? Почему Сократ так явно демонстрирует своё незнание? Я представляю себе человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание- это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. Нельзя знать всё.
Мудрость начинается с того, что человек осознаёт размеры своего незнания. Океан вселенского знания безграничен, и человеку не дано постичь его. Сколько бы человек не получал новых знаний, то, что ему ещё предстоит узнать, будет бесконечно велико. Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды. Даже таблица умножения, которую мы выучили в первом классе, оказывается может быть использована только в десятичной системе счёта. Ньютон устарел перед Эйнштейном, а взгляды Эйнштейна будут пересмотрены физиками будущего. И этот процесс бесконечен. Произнося свою знаменитую фразу, Сократ понимал несовершенство своего знания. Несовершенство человеческих знаний и невозможность объять необъятное приводят к тому, что человек может быть уверенным только в своём незнании. Понимание своего незнания- высшая мудрость, доступная человеку.
Но человек не был бы человеком, если бы не стремился к невозможному. Познать непознанное и совершенствовать свои знания- это те цели, ради которых стоит жить и наличие которых отличает нас от животных. Посмотрите на ребёнка, который делает первые шаги в жизни. Какая у него жажда знаний! Сохранить эту жажду в течении всей жизни- сверхзадача, к которой должен стремиться человек. Сократ нашёл свой способ постижения истины. Он отверг высказывание, что в споре рождается истина, и противопоставил спору диалог.
Что лежит в основе спора? Попытка доказать оппоненту свою правоту. Но ведь знание человека несовершенно, а значит и правота- понятие относительное. Если ты считаешь себя умнее своего оппонента, то твой долг помочь ему приблизиться к истине. Ты должен встать на его позицию и вместе с ним пройти весь этот тернистый путь. Сократ вступал в беседы с простыми людьми и обсуждал проблемы, которые их волнуют. Это позволяло ему обогащаться знаниями своего собеседника и решать сложные проблемы без антагонизма и ненависти. Диалог, а не спор, беседа с человеком, а не с толпой- вот в чём секрет Сократа. Он понимал, что в толпе человек глупеет.
Сократ жил в бедности. Почему? Он был умён, а в современном мире принято считать, что ум и богатство являются тождественными понятиями. Может быть, Сократ разделял взгляды киников *** , которые считали его своим родоначальником? Нет. Вспомним знаменитую фразу Сократа, сказанную Антисфену, который старался выставить напоказ дыру в своём плаще: "Сквозь этот плащ я вижу твоё тщеславие". Есть и другая фраза Сократа: "Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше".
Я думаю, что церковники очень обрадовались бы этой фразе мудреца, но вынужден их разочаровать. По свидетельству Ксенофонта, Сократ связывал душу с умственной деятельностью, считая её лоном разума и мышления. И когда Сократ призывал к заботе о душе, он имел в виду мудрость, интеллектуальность и моральные усилия, а не святость. По Сократу, душа- источник благоразумия, сдержанности и самообладания. И до тех пор пока душа сохраняет контроль над телом и чувственными вожделениями, человек остаётся нравственным. Это первый аргумент в пользу того, что Сократ стремился ограничить свои потребности.
Как быть мудрым? Понимать, что твоё знание несовершенно и ничтожно мало; стремиться овладевать новыми знаниями; понимать, что твоя правда не является единственной и самой совершенной в мире; избегать споров, а стремиться к диалогу; говорить с человеком, а не с толпой. Я не считаю, что эти правила являются достаточными, но необходимыми они являются точно.
Спасибо Сократу за науку! Вот он.Наш герой...
Известный всем ученым дельфийский оракул на вопрос, кто мудрее всех на свете, сказал, что все ученые мудрые и справедливые. Но всех мудрее Сократ. После этого изречения дельфийского оракула Сократ сказал лишь одно – я знаю то, что ничего не знаю. Сократ не оставил после себя никаких мыслей, изречений и других записей, сделанных на камне или папирусе. Но изречение дельфийского оракула он высек на своем медальоне, который с детства носил на груди. Предзнаменование оракула сбылось. До сих пор Сократ считается одним из самих мудрых и великих ученых.
А сейчас пару фраз из книги «Энциклопедия Смерти. Хроники Харона», посвященных Сократу.
Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту .
Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: " Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло. Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место.Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".
Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.
"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука. Эпикур
Эпикур учил, что счастье достижимо: радуйся тому, что имеешь, дорожи близкими и ничего не бойся .
*****
*** Для понимания сути спора даю справку . «В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из них стал кинизм, основателем которого стал Диоген Синопский , греческий философ,,Был проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе) и ниспровергателем общественной морали.
Основатель школы киников, Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:
- простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
- умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
- верность, храбрость, благодарность.
Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пёс). От этого слова происходит название школы, кинизм. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вёл беседы с учениками — Киносарг, Κῠνόσαργες, «Зоркий пёс».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки (в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни»
P.S .Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал:
- Я — великий царь Александр.
- А я, — ответил Диоген, — собака Диоген.
- И за что тебя зовут собакой?
- Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.
- А меня ты боишься? — спросил Александр.
- А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?
- Добро, — сказал тот.
- А кто же боится добра?
Наконец, Александр сказал:
- Проси у меня чего хочешь.
- Отойди, ты заслоняешь мне солнце, — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.