О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Блог администратора сайта.
Главная | Блог | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Суббота, 25.11.2017,02:08

Меню сайта


Категории раздела

Политика и история [29]
Философия и религия [16]
Личное [16]
Биографии необычных людей языком блогера [15]
Всякое разное [14]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Философия и религия [ Добавить статью ]

Философия о  русской идее  и практические выводы из философии

Национальная русская идея


Русская идея представляет собой понятие общественного сознания, обозначающее проблему выбора исторического пути России. Она является этническим вариантом национальной идеи — представления о месте и роли какой-либо нации в мировой истории.Всегда понималось , что национальная русская идея — это идея, прежде всего, религиозная, включающая промысел и предназначение. А предметом и содержанием идеи является умопостигаемый образ русского народа и рефлексивно, его идеи. Именно поэтому русскую идею невозможно сконструировать или назначить какую-либо идею в качестве русской.У Российской Империи она заключалась в формуле: «Хранение веры православной под охранной Царства» . Русь воспринимается как весь христианский мир, как весь мир. Русь – Империя простирается в бесконечность, как в пространственном, так и во временном смысле. Имперская по существу идея всемирности России никак не соотносилась с властью. Имперскость понималась как стремление к установлению естественной космичности бытия. Подобное мироощущение до сих пор свойственно каждому русскому, точнее тому, кто таковым себя считает. Результат такого мироощущения хорошо виден на карте 1913 года.


Оно чудным образом уживается с осознанием реальных государственных границ, и временности бытия. Ментальная имперская топография и геополитическая реальность оказываются в двойном противоречии. С одной стороны, обнаружив ее в действиях и словах русских, представители иных имперских образований воспринимают это как угрозу и вызов, и соответствующим образом начинают действовать. С другой стороны, как сказал Ф.М.Достоевский в речи о Пушкине есть русская «всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.» Но этого братства как раз и не понимает рационализированный Запад, глобализующийся совершенно иными технологическими способами.

Раскрытию содержания русской идеи посвящено множество трудов русских мыслителей, можно даже сказать что эта тема главная интеллектуальная магистраль русской культуры, философии и науки. Если попытаться выделить основную мысль из различных классических трактовок и формулировок русской идеи, то точнее всего ее выразить словами Н,Бердяева: «Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идеи». Или так, как у В. Соловьева: «идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». 

Ильин (Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России) в своей книге Русская идея писал : «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды. Главное в жизни есть любовь, и именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа”.


У другого русского философа Василия Розанова суть русской идеи заключается в сострадании к человеку. . Розановская версия русской идеи не предполагает выход на какие-либо масштабные универсалистские конструкции вроде «замысла Бога о России», как у В. С. Соловьева в его «Русской идее». Не был Розанов и сторонником рассмотрения русской идеи в историческом ключе, путем сравнения истории России и Европы. Более того, он считал ошибкой Достоевского углубление в историческую конкретику, поскольку «вопросы, поставленные Достоевским, гораздо глубже, чем казались ему”., И это было сказано несмотря на то,что именно Достоевскому принадлежит авторство термина «русская идея», впервые употребленного им в 1856 году в письме к А.Н. Майкову.


Розанов указывал на иные, чем исторические, а именно характерные человеческие характеристики русскости, которые «есть только расширение «русской жалости», «сострадания к несчастным, бедным, неимущим», к «немощным победить зло жизни». Это согласуется с другой, абсолютно гениальной мыслью, высказанной в книге «Уединенном» . «Никакой человек не заслуживает похвалы. Всякий заслуживает только жалости». Это одно из самых емких определений русской идеи и, вместе с тем, данное краткое высказывание выражает самую суть универсального человеколюбия мыслителя. Розанов наследует и развивает традицию Ф. М. Достоевского, согласно которому русская идея есть исполнение Россией своей христианской миссии, выраженной в поиске путей соединения народов и преображения человечества. А вот Николай Бердяев усматривал в русской идее устремлённость к святости, как идеал будущего для всего человечества.

 

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев — русский религиозный и политический философ , пишет в книге “Русская идея” об парадоксальности русского духа: «Нужно помнить, что природа русского человека очень поляризованная. С одной стороны — смирение, отречение; с другой стороны — бунт, вызванный жалостью и требующий справедливости. С одной стороны — сострадательность, жалостливость; с другой — возможность жестокости; с одной стороны — любовь к свободе, с другой стороны — склонность к рабству. У русских — иное чувство земли, и самая земля иная, чем у Запада. Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет. Для Нового Иерусалима необходима братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху Духа Святаго, в которой будет новое откровение об обществе. В России это подготовлялось».

И далее Бердяев продолжает: “Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего органична. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. И возможно, что будет еще новая Россия. Развитие России было катастрофическим. Московский период был самым плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу, и по недоразумению его идеализировали свободолюбивые славянофилы. Лучше был киевский период и период татарского ига, особенно для церкви, и, уж конечно, был лучше и значительнее дуалистический, раскольничий петербургский период, в котором наиболее раскрылся творческий гений русского народа. Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период) ” . Ну и как исправили это ужасное положение наши предки? А вот так!


Начало 18 века стало переломным периодом в развитии всей русской культуры. Начиналась эпоха Русского Просвещения, которая ознаменовалась новыми, прогрессивными идеями, предопределившими вектор развития русской культуры последующих эпох. В этот период в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения. Избрание на царство династии Романовых в 1613 году положило начало европеизации России и формирования социальных и культурных предпосылок просветительства. Реформы Петра Великого открыли новую страницу в российской истории, послужили толчком для дальнейшего развития образования, науки, искусства, общественно-политической мысли и философии. Это был объективный процесс, обусловленный закономерностями исторического развития всей европейской цивилизации, частью которой в ту пору стала Россия. Но Запад уже тогда не принял Россию как свою.



О́свальд Шпе́нглер — немецкий историософ, представитель философии жизни, так писал в своей знаменитой книге «Закат Европы” о петровской Руси : «Другой псевдоморфоз у всех нас сегодня на виду: петровская Русь Примитивный московский царизм - это единственная форма, которая впору русскости еще и сегодня, однако в Петербурге он был фальсифицирован в династическую форму Западной Европы. Тяга к югу, к Византии и Иерусалиму, глубоко заложенная в каждой православной душе, обратилась светской дипломатией, с лицом, повернутым на Запад…
     Народу, предназначением которого было еще на продолжении поколений жить вне истории, была навязана искусственная и неподлинная история, постижение духа которой прарусскоcтью - вещь абсолютно невозможная. Были заведены поздние искусства и науки, просвещение, социальная этика , материализм мировой столицы, хотя в это предвремя религия - единственный язык, на котором человек способен был понять себя и мир; и в лишенном городов краю с его изначальным крестьянством, как нарывы, угнездились отстроенные в чуждом стиле города. Они были фальшивы, неестественны, невероятны до самого своего нутра. Все, что возникло вокруг, с самой той поры воспринималось подлинной русскостью как отрава и ложь. Настоящая апокалиптическая ненависть направляется против Европы. А «Европой» оказывалось все нерусское, в том числе и Рим с Афинами, - точно так же, как для магического человека были тогда античными, языческими, бесовскими Древний Египет и Вавилон…
    В царской России не было никакой буржуазии, вообще никаких сословий в подлинном смысле слова, но лишь крестьяне и «господа», как во Франкском государстве. «Общество» было стоявшим особняком миром, продуктом западнической литературы, чем-то чуждым и грешным. Никаких русских городов никогда и не бывало. Москва была крепостью — Кремлем, вокруг которого расстилался гигантский рынок. Город-морок, который теснится и располагается вокруг, как и все прочие города на матушке-Руси, стоит здесь ради двора, ради чиновников, ради купечества; однако то, что в них живет, это есть сверху- обретшая плоть литература, «интеллигенция» с ее вычитанными проблемами и конфликтами, а в глубине - оторванный от корней крестьянский народ со всей своей метафизической скорбью, со страхами и невзгодами, с постоянной тоской по земному простору и горькой ненавистью к каменному дряхлому миру, в котором замкнул их Антихрист. У Москвы никогда не было собственной души. Общество было западным по духу, а простой народ нес душу края в себе. Между двумя этими мирами не существовало никакого понимания, никакой связи, никакого прощения".

Внимание! Смайлики стоят в тех местах где наш философ откровенно врет.

 



«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». У этой киплинговской строчки, помимо культурных, есть метафизические основания. Дао и Логос – два метафизических принципа, определяющих природу и сущность Востока и Запада. Если говорить образно-метафорически, можно сказать, что Логос – это Разум мира, а Дао – это Путь мира. Мир может идти по Пути и без Разума. А Путь может существовать и без того, кто по нему идет, без мира.

 



Но несмотря на ненависть Шпе́нглера, уже к началу XX века Российская Империя достигла выдающихся успехов во всех сферах человеческой деятельности и была одной из самых передовых стран в мире. Россия делила с Францией 4-5 место в мире по величине экономики и объёму промышленного производства, при этом Соединённые Штаты, Великобритания и Германия заметно обошли Россию по данным показателям. Однако были основания считать, что при мирном и стабильном развитии в течение двух-трёх десятков лет Россия выйдет на первое место в Европе и будет соперничать с США за первое место в мире. Быстро росли промышленность и сельское хозяйство, и никогда еще русский рубль не был так весом и признан всем миром, как твердая валюта.
    Цены при последнем императоре Николае II: Батон ржаного свежего хлеба (450 грамм) – 2-4 копейки, Картофель старый урожай (1 кг) - 5 коп., Мука ржаная (1 кг) - 6 коп., Ведро помидоров – 8 коп., Сахарный песок (1 кг) – 20-25 коп., Молоко свежее (1 литр) – 5-10 коп., Яйцо (десяток) - 10-25 коп., Мясо свинина (1 кг) – 25-30 коп., Осетрина (1кг) – 80 коп., Корова - 8-10 рублей. Средняя зарплата рабочего по России составляла 37,5 рублей.,а это 48 085 тысяч рублей на современный пересчет. А по покупательной способности царский рубль был покруче. Например,тогда можно было купить на зарплату рабочего 4 коровы, а сейчас только половину коровы.
     В ходе денежной реформы, которая была проведена правительством Николая Второго в 1897-1899 годах под руководством С. Витте, был введен в обращение золотой рубль. Он содержал около 0,77 грамма чистого золота. В начале 20 века царский золотой рубль был очень весомой денежной единицей на мировом рынке. Если сравнить соотношения валют того времени, то царский рубль содержал золота примерно в два раза больше, чем марка и франк, был соизмерим с английским фунтом и только в два раза был «легче» по отношению к американскому доллару. Если до реформы за рубль можно было, разве что,получить по морде, то тепер принимали самодержавный рубль по всей Европе с превеликой радостью. Даже российские ассигнации без проблем меняли в любом банке Берлина, Вены, Рима или Парижа, а что касается «рыжиков» (золотых николаевских монет по 5 и 10 руб.), то их брали и в мелких лавках, и даже без обмена на местные деньги, и даже в 2-3 раза выше официального биржевого курса! Тот самый знаменитый царский золотой червонец, в просторечьи "рыжик"

Устойчивость денежного обращения была такова, что даже в самые напряженные годы Русско-японской войны и последовавших революционных потрясений размен кредитных билетов на золото никогда не прекращался и курс рубля практически не колебался.! Россия перед Первой мировой войной (1908—1912 гг.) имела бездефицитный бюджет(причем последние три года — со значительным профицитом в 400 и более млн руб.). Правительство ни разу не воспользовалось имевшимся правом выпускать не обеспеченные золотым запасом кредитные билеты (до 300 млн руб.). Более того, имевшееся золотое обеспечение заметно превышало сумму находящихся в обращении бумажных денег (к началу войны в 1914 г. на 1 633 млн руб. кредитных билетов приходилось 1 745 млн золотого запаса).
     В начале XX века налоговое бремя в России было в несколько раз ниже, чем в других европейских странах: по прямым налогам — почти в четыре раза меньше, чем во Франции, более чем в 4 раза меньше, чем в Германии и в 8,5 раз меньше, чем в Англии; по косвенным налогам — в среднем вдвое меньше, чем в Австрии, Франции, Германии и Англии. Вклады населения в государственных сберегательных кассах с 1894 по 1914 гг. выросли с 330,3 млн руб. до 2 236 млн руб. Причем наиболее быстрыми темпами росли вклады рабочих. По уровню жизни Россия к 1914 г. отставала только от 4 стран мира и была на одном уровне с Японией (а частично и превосходила ее). К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-е место в мире по темпам роста национального дохода и 2-е место в мире по объему ВВП (после США). Во внешней торговле Россия в конце ХIХ — начале ХХ вв. все годы имела положительное сальдо, ее экспорт значительно превышал импорт. В 1898–1902 гг. российский экспорт (739,6 млн руб.) превышал импорт на 112,2 млн руб., в 1908–1912 гг. экспорт (составивший 1378,7 млн руб.) превысил импорт на 358,8 млн руб.
     В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: «если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти также, как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».


Наука не оставала от экономики! Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским. Культура России в начале 20 века характеризуется господством в литературе реализма. В ту эпоху творили Чехов, Бунин, Горький, Толстой и другие.
     В истории русской поэзии это время известно под названием «Серебряного века». Гумилев, Мережковский, Сологуб, Брюсов, Мандельштам, Северянин, Блок, Маяковский, Ахматова отразили в своих выдающихся произведениях глубочайший социальный кризис, в котором находилась Россия. В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства. Русская вокальная школа начала 20 века продолжила музыкальные традиции Мариинского и Большого театров. На их сценах выступали: Собинов, Нежданова, Шаляпин. Композиторы Стравинский и Римский-Корсаков создавали свои шедевры.
    Русская культура начала 20 века дала миру немало талантливых художников. Известные пейзажисты того времени: Верещагин, Поленов, Куинджи. Традиции реализма развивали Суриков, Репин, Васнецов. Стоит отметить и работы поздних мастеров – «передвижников» Коровина и Касаткина. В архитектуре господствовал модерн. Особенно большое значение уделялось функциональному назначению зданий. Петербург который мы знаем сегодня, был построен именно тогда. На чудесном старом фото урок танцев в Смольном институте благородных девиц Санкт-Петербурга.


Все шло вводе бы хорошо, но в 18-19 веках в российской общественно-политической и культурной жизни ,на нашу беду, происходит мировоззренческий раскол общества, о котором говорил Шпенглер. Одна часть российского общества органично приняла европейские тенденции развития, а другая, хоть и осознавала неизбежность включения страны в общеевропейский культурно-исторический процесс, но все же всеми силами противостояла этому.
       Важным фактором мировоззренческого раскола в российском обществе был сравнительный упадок церковной жизни во второй половине 19 — начале 20 века. Хотя число храмов Русской Православной Церкви росло и православие активно распространялось среди окраинных народов Российской Империи, репутация Церкви в этот период испытывала проблемы. На фоне ослабления Церкви, особую популярность в сложившихся в России конца 19 — начала 20 вв. социальных условиях приобрели идеи революционного характера, обещавшие всё и сразу, легко и быстро, в противовес тем длительным и сложным процессам преобразования общества, которые происходили в действительности.
      Эти идеи находили широкую популярность у преимущественно молодого тогда населения, среди недовольных представителей этнических меньшинств, среди рабочих и интеллигенции, получивших базовую грамотность или даже высшее образование, но имевших слабый жизненный опыт и узкий кругозор. И этот раскол в обществе имел ужасающие последствия.



Лев Алекса́ндрович Тихоми́ров — русский общественный деятель, философ, в еще в далеком 1907 году писал о русском народе так: “Он до сих пор воображал себя господином России, а оказался ниже всех. Он верил в мудрость прадедов, верил, что гений русский создал возвышеннейшее в мире политическое построение. Оказалось, что все это один самообман. Он воображал, что государство обязано хранить господство этических начал... Но все это отброшено теми, кому он привык верить.
      Русский народ слышит насмешки инородцев над глупостью его самого, его предков, над ничтожностью его веры и того, что он считал своими идеалами. И он видит, что хулители правы: по крайней мере, все его идеалы бессильны защищать себя, падают, как бездушные идолы, под ударами всех смелых разрушителей. Незыблемые основы, на которые он так надеялся, бессильно очистили место совершенно противоположным, а его самого, русский народ, при этом страшном перевороте даже и не спросили, хочет ли он жить по-новому. Нужно вникнуть в подавляющую логику таких ощущений. Мыслимо ли, чтобы народ не пал духом?
     Ведь он потерял веру в самого себя, во все, чему верил; он ничего не понимает из творящегося вокруг него. Потеря же веры в себя - это отчаяние, это начало оподления, которое так поражает теперь в несчастном русском народе. Что ни прикажи ему пригрозивши - он покоряется; его грабят - он покоряется, посылают на грабеж - идет... Это состояние - прямая потеря своей души. Но, признав себя, свою Родину, свою историю нелепой ничтожностью, как же и не стать ничтожностью, а сознав себя ничтожностью, можно ли не опускаться в бездну порока и преступлений? «

И они ,русские люди того времени, опустились в бездну порока. Устроили несколько революций и гражданский войн, убили Царя и его семью вместе с малыми детьми, ограбили своих соседей,отказались от бога, развалили свою страну, убили думающих людей, разрушили целые классы в сообществе людей, на которых держалась страна . Картина Кустодиева Большевик

И Лев Тихомиров в другой своей работе “Христианство и политика” продолжает : “Для того духовно-нравственного подъема, который в настоящее время необходим для возрождения России, одно из главнейших условий составляло бы усиление христианского влияния на политику...Без всякого сомнения, нельзя вмешивать Церковь в политику в узком смысле слова, то есть нельзя делать Церковь служительницей политических партий или даже главой их. Дело Церкви – вечное, Небесное, спасение душ человеческих. Но «политика» в широком смысле слова вовсе не безразлична для этих церковных задач и для спасения душ человеческих, а потому не может быть изъята от влияния Церкви. Достаточно посмотреть теперь на нашу несчастную Россию с ее поразительным нравственным падением, убийствами, грабежами, воровствами, изменами, малодушным трепетом перед торжествующим злом и т. д. Все это нравственное падение в значительной мере создано именно политическими условиями.
      Человек – существо, способное к падению, существо, в котором вечно борется добро и зло, причем множество условий, в том числе и политических, могут способствовать победе и зла, и добра. Так и в наши дни – деморализация, доходящая до состояния болезни, не только поддерживается, но отчасти даже порождается больными условиями политики...Представьте себе разбитый, тонущий корабль среди океана, представьте себе ничтожный плот из разбитых остатков корабля с кучей обезумевших от страха людей, без пищи, без пресной воды, еле цепляющихся за бревна, с которых их то и дело смывают волны. До каких страшных падений доходят несчастные в таком положении! История кораблекрушений говорит, что они отнимают друг у друга пищу, сталкивают слабейшего в воду, даже пожирают друг друга.. Нечто подобное этому плоту представляет теперь наша Россия. Нечто подобное обезумевшим мореплавателям представляют наши сограждане” .




И сегодня слова Тихомирова поразительно актуально для нашего времени. Нынешний исторический этап многие мыслители и публицисты справедливо характеризуют как «эпоху безвременья», когда и общество, и правящие элиты потеряли ориентиры для движения, утратили критерии различения благого и дурного. В современном западном обществе воцарился идейный вакуум, где витают идеи, согласно которым не существует абсолютного добра и зла и которые отрицают обязательные нравственные нормы и объективные критерия нравственности . На Западе также возводятся в абсолют принципы толерантности. Для России такой мировоззренческий пейзаж катастрофичен. Россия всегда стремилась к идеократической цивилизации,которая идет на смену как аристократии, так и демократии. Россия всегда была одухотворяема сверхидеей, будь то Третий Рим или мировая революция пролетариата. Настоятельная необходимость поиска Русской Идеи понятна всем ! Картина Ильи Глазуна. "Россия, проснись!"



Писатель и публицист Игорь Тимофеев в своей книге «Русская идея” призвал к строительству Русского Вселенского Собора и заявил, что такова Русская Идея. Суть Русского Вселенского Собора проста и наглядна. В его основе лежат слова Спасителя: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Это золотое правило нравственности, стержневое для всех религий и признаваемое также неверующими. Таким образом, у каждого человека должен быть Ближний — человек, который пользуется безусловным уважением и доверием. А у каждого Ближнего может быть на связи двенадцать человек, которых он духовно окормляет. В совокупности эти связи образуют колоссальный Собор, объединяющий всех живущих и, потенциально, вообще всех когда-либо живших людей. На вершине Собора, вобравшего в себя человечество, образуется канал непосредственной связи с Богом.
      Русский Вселенский Собор позволяет преодолеть разобщенность и одиночество, он является социумом нового типа, где каждый человек тесно связан с близкими по духу людьми, каждый реально встроен во всеобщую иерархию человечества. Возникает чётко структурированный Собор, где каждый человек на своём месте, где каждый связан с духовно близкими, дорогими сердцу людьми. Такая человеческая общность будет обладать грандиозным интеллектуальным потенциалом и неимоверной духовной мощью. И ей окажется под силу потрясающая, фантастическая задача: вернуть к жизни всех, когда-либо живших на Земле. Здесь творчески развивается наследие гениального русского философа Николая Фёдорова. Его именовали «московским Сократом».Фёдоров предложил своё видение русской идеи – философию «Общего Дела».


C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Но моему разумению, человек не может быть выше Бога и эти свершения науки, могут состоятся только по велению и согласию нашего Небесного Отца. Допустим Бог именно такое развитие событий и предполагал. Пути Господни,как известно,неисповедимы и что же дальше?

На мой взгляд такую задачу можно ставить на тысячелетия, а что же сегодня? Власти России предлагают в качестве русской национальной идеи патриотизм. С патриотизмом, как с национальной идеей, совсем не всё просто и уж точно – не так однозначно. И это » неспроста, потому что патриотизм - это не национальная идея, а результат реализации национальной идеи. Это как раз тот случай, когда «Хочется жить тогда, когда есть за что умирать» .А вот национальная идея выглядит по-другому. Она не придумывается, не зависит от общественного строя и текущего политического момента, потому что вырабатывается веками и передаётся из поколения в поколение, как необходимое и обязательное условие выживания гражданского общества, государства, нации. Есть оно и на Руси, и было всегда! Стоит только проанализировать все смуты, перевороты, реформы и революции, можно легко заметить, что декларируемой целью любых социальных подвижек было не так любимое западниками повышение эффективности, не так любимое славянофилами наведение порядка.
        Если уж что-то происходило на Руси, то исключительно и только под флагом восстановления попранной справедливости. Все остальные варианты категорически не поддерживались населением (и впредь поддерживаться не будут). Зато во имя справедливости, как по мановению волшебной палочки, на Руси традиционно материализуются и готовность к тяготам и лишениям, вплоть до самопожертвования, и чувство локтя. Просыпается мобилизационный потенциал, при виде которого нервно курят в сторонке «наши западные партнёры», появляется завидная интеграция. А значит справедливость – это и есть природная, исконно русская национальная идея, выстраданная в борьбе с суровым климатом и громадными необжитыми пространствами, с неуживчивыми соседями и лихими людьми, где возможностей сгинуть было всегда больше, чем возможности выжить.



В русском историческом процессе государство и государственная идеология всегда занимали особое место, играя значительную самостоятельную, а иногда и решающую роль ввиду наших специфических природных и геополитических условий. Византийское православие, тесно слившись со светской властью, обеспечило ей нравственную опору. Идея от Бога данной власти тесно переплеталась с идеей справедливости, в которой царь выступал носителем справедливости и правды в качестве наместника Бога на земле. Отсюда сакральное отношение к государству и его интересам как к высшей ценности. Из всего вышесказанного можно теперь сформулировать: “Национальная идея русского народа - православие,веротерпимость и конечно в первую очередь , справедливость”. !!!
Есть, правда, одно очень немаловажное препятствие, которое не даёт открыто продекларировать справедливость в качестве национальной идеи – это такой же традиционный конфликт власти со справедливостью, который пока, в рамках существующей системы, является нерешаемым. И все ! Круг опять замкнулся ! Современная Россия повторяет во многом те же самые ошибки, которые сто лет назад стали роковыми для Российской империи. Устойчивость исторических параллелей поражает.



    Приближается столетие падения монархии. Это был катастрофический системный обвал государственности. «Русь, — свидетельствовал философ Василий Розанов, — слиняла в два дня. Самое большое — в три… Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска и не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом ничего».
   1917-й год стал логическим завершением отступничества русского общества от Христа. Отсюда начался отcчет в пропасть. Русское общество начала XX века – страшное общество. Нынешнее общество, если его так можно назвать, при всем его варварстве намного лучше того предреволюционного общества. Потому что сегодня есть православные интеллигенты, православные учёные, православные военные. А ведь в начале XX века это было исключением! Даже духовенство той поры в своей массе было далеко от сегодняшнего в степени благочестия и следования канонам. До революции в семинариях, например, на преподавателя, который верил в Бога, смотрели, как на чудо! По воспоминаниям многих иерархов начала ХХ века, в семинариях готовили скорее безбожников, чем служителей Божиих. Лишь единицы после окончания семинарии рукополагались. Весь ужас заключался в том, что люди сгнили внутри, о чем предупреждали нас Святитель Игнатий Брянчанинов, Праведный Святой Иоанн Кронштадтский и другие отцы Церкви.
    Что же касается элиты, генералов, которые предали Государя, то их измена тоже была следствием этого духовного оскудения. Они решили, что могут делать за Царя то, в чём они совершенно не разбирались. Генералы Алексеев, Брусилов, Рузский думали, что они играют с политическими заговорщиками наравне, а оказалось, что их использовали «в тёмную», оказалось, что они были лишь пешками в руках Гучкова, Керенского и их зарубежных союзников. Наш Государь мученик. Его предал народ, генералы и даже духовенство. Царь дан нам Богом и люди не праве решать его судьбу. Бог за это наказал Россию так страшно и так жестоко, потому что у России особая роль в этом бренном мире...
    Повторно такой же обвал случится в августе 1991 г. И опять Русь, теперь уже в виде некогда могущественного СССР «слиняет» в два-три дня. Не останется ни советской государственности, ни коммунистической идеологии, ни армии с КГБ, ни самой многонациональной общности. Но общество все таки не было такое гнилое,как в начале 20 века и все обошлось сравнительно малой кровью,хотя народ опять ограбили. У нас народ успешно грабили все.  Монархисты и большевики, белые и красные, сталинцы и либералы.  
     После распада советской общности, Российская Федерация так и не смогла предложить новой системы цивилизационной и даже гражданской идентичности. Без идеологии это сделать невозможно. При отсутствии единой идентичности существует угроза распада единого государственного пространства по национальным квартирам. Пока центральная власть обладает достаточной силой, такая угроза может казаться неактуальной. Но стоит ей ослабнуть, и все многообразие этнических сепаратизмов даст о себе знать. Именно так происходил распад СССР. Но точно также гибла и Российская империя.
     Без новой модернизационной идеологии царская Россия не смогла выдвинуть и новой аккумулирующей национальные окраины системы национальной идентичности. Данные по числу новобранцев показывают устойчивое сокращение православной и русской (с включением украинцев и белорусов) компоненты. Сказать, что православные русские были единственным государственно-тягловым народом было уже более невозможно. Следовательно, нужна была новая надэтническая и надконфессиональная идеология. Прежняя общерусская идея идентичности давала к тому же сбой ввиду одновременной трактовки русскости в прежнем наднациональном и новом, формируемом под влиянием европейского национализма национальном значении. Нужно было сделать выбор между концептами государства-цивилизации и государства-нации. Этот выбор, равно как и другие выборы определения пути развития России, сделан не был. В результате — рост напряженности в отношениях русского большинства и национальных меньшинств, внутренний распад русского народа, с отпадением от него украинцев и белорусов, межэтнические столкновения, погромы на майдане и в Одессе в 2014 году.



В целях поддержания высокого рейтинга власти современная Россия оказывается все более перед искушением применения военной силы. Победа над внешним врагом представляется самым простым и легким способом достижения популярности. «Бряцание оружием» все более усиливается.Российская империя сто лет назад пала. Ее гибель была объективно предопределена самоубийственным курсом государственной власти. Но по прошествии века все как будто повторяется с точностью до деталей. История проверяет, насколько Россией были усвоены уроки прошлого. По основным направлениям государственной политики Российская Федерация идет точно той же дорогой, по которой шла Российская империя. Финал этого пути известен. Призрак надвигающейся катастрофы уже расправил над Россией свои черные крылья. Необходимо бить в набат. Миллионы душ погибших, загубленных сто лет назад под осколками Российской империи, вопиют к живым — Россия — одумайся! Одно из тысяч фото об Гражданской Войне на Донбассе !


Вот что пишет современный русский философ Юрий Булычев : "Нет никакого сомнения, что проект «социального мира и согласия», навязываемый компрадорским правящим верхом в униженной и оскорбленной стране, отнюдь не забывшей своего былого величия и духовного предназначения, будет вскоре ниспровергнут. Очевидный кризис беспочвенных у нас западных форм государства, культуры, экономики - думского политиканства, липовых партий, обманных политтехнологий, идей потребительского общества, бандпредпринимательства - предвещает неминуемый перелом в сторону родного и традиционного. Подготовка русских православных сил к овладению ситуацией грядущего перелома - вот основная задача для всех, кто стремится деятельно послужить высшим идеалам наших благочестивых предков. Но чтобы послужить им, чтобы воссоздать Великую Россию необходимо соборно утвердиться в святорусской вере.
     Нужно проникнуться сознанием того, что Россия - уникальная, небывалая страна, а русские задачи на поприщах веры, мысли, культуры, государственности беспримерно сложны и величественны. Их упрощение чревато отрывом нашего сознания от российской реальности и неприятием ее самобытности. Если русские не взбодрят свое религиозное мировоззрение, не изымут из сокровищницы Православия полузабытое в синодальный период и под гнетом тоталитарной власти личностное, духовно-волевое, можно сказать, героическое содержание (воплощенное в образах Георгия Победоносца, Архангела Михаила, святых благоверных князей), то им трудно будет проявить волю к национальной самозащите, причем не на уровне идеологии XVI-XVII вв., а на уровне требований современности, во всеоружии гуманитарных и постиндустриальных технологий.
   Георгий Победоносец один из популярнейших святых на Руси. Со времен Ивана III Георгий украшает государственную печать, а щит с Георгием Победоносцем стал гербом Москвы. Культ Георгия на Руси пришел из Византии вXI веке.Георгий-символ Победы над Злом, олицетворение идеала Красоты, Чистоты и Совершенства.На Руси Георгия почитают как освободителя невинно осужденных, как покровителя городов, военных дел.



      Но одного смирения и молитвенного усердия недостаточно для того, чтобы оставаться великой нацией в истории. Для этого нам необходимы политическая активность русских людей, воля к национальному самоутверждению во всех сферах социальной жизни, высокоразвитая православная культура с христианской философией, государствоведением и правоведением, христианским учением о народном хозяйстве. Многосложность русских православно-национальных задач строительства имперской цивилизации НЕ позволяет сводить их ни к возрождению отвлеченного Православия, ни к воссозданию самодержавной власти, ни к культивированию обособленного от традиции православной культуры национализма, который может обернуться как против церковного, так и против имперского начал русского духа.
    Только органичное сочетание всех этих направлений деятельности и установок, их традиционно выверенное и философски осмысленное соотношение в рамках обновленной русской идеологии, а затем живое выражение в личности Вождя нации, Главы государства, наконец, Православного Государя, опирающегося на активное, самоорганизующееся русское общество, - вот условия возрождения Великой России в поле духовного притяжения идеи Святой Руси".

А если сказать совсем просто,то миллионы простых людей видят будущее России как великой державы и сильного социального государства, основанного на возвращении к традициям и моральным ценностям.

 

Категория: Философия и религия | Добавил: vkbond (01.10.2016)
Просмотров: 591 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
comments powered by HyperComments
/script>