Сегодня во Львове не только Хеллоуин и День Поминовения Умерших, а и годовщина начала войны 1918-1919 года в Галиции
Хэллоуин происходит от древнего кельтского праздника жатвы и дней мертвых. Традиция возникла более 2000 лет назад. Древние кельты, жившие на территории современной Великобритании, делили год на две части – светлую и темную (лето и зиму). И когда темная часть меняла светлую (в конце октября), у кельтов начинались шумные гуляния – Самайн. Хэллоуин в празднуется, традиционно, в ночь с 31 октября на 1 ноября. Традиционными цветами Хэллоуина являются черный, символизирующий смерть и темноту ночи, и оранжевый – символ сбора урожая в уходящем году. Ранее считалось, что на Хэллоуин вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов. Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевоплотиться в тёмные силы, чтобы не привлекать к себе внимание, или же вообще не показываться из дома.
После принятия христианства в IX веке кельтами 1 ноября начали отмечать День всех святых. Дата совпала с языческим Самайном. Ну это как у нас Масленница, Ивана Купала , Яблочно-медовый Спас и другие народно-церковные праздники. Масленица ли, Праздник ли урожая или начало Нового года – все это связано с временными циклами. Но в Церкви они перестают довлеть над человеком. Они становятся просто дополнительным поводом для новых духовных усилий, для обновления своей духовной жизни. Вот так и у католиков 1 ноября День Всех Святых, последний большой праздник римо-католического литургического года, а вот 2 ноября католики поминают усопших родственников. Со временем два первых дня ноября слились в один праздник. В этот день поклоняются всем святым (как канонизированным, так и оставшихся неизвестными для церкви) , всем усопшим и Агнцу Божьему. Агнцем Божьим символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради освобождения еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха. «Поклонение Агнцу» (Гентский алтарь, братья ван Эйк), 2-я пол. XV века.
Для России и Украины Хеллоуин — новый праздник. Он давно привлекал молодежь мистичностью и уже успел стать для многих любимым праздником в году. Но я лично этот праздник не люблю. Не наш он в любом случае. Он чужой и для православных и для католиков Львова. Хотя страшилки на улицах нарядные и совсем не страшные. Как на меня - пусть молодежь спасается от злых духов.
В католическом Львове много столетий было принято на день Всех Святых поминать умерших предков по христианскому обряду со свечами и молитвами. Многое изменилось с этих времен,а хорошая традиция осталась.Первого ноября все львовяне,несморя на национальную и конфессиональную принадлежность, посещают могилы предков.В этой день сияет дух города. В этот день Львов един, как никогда в году. Идут украинцы, русские, поляки, евреи. На кладбищах полно старых знакомых и друзей, слышна разная речь. В этот день во Львове царит мир! Так-бы всегда. А светильники и свечи на Лычаковском кладбище горят всегда, уже много столетий. Так было и после войны,и в 1950-1980 годы и до сегодня. При советах за свечи платили в основном частные лица и католическая церковь, а сегодня еще и добавились заказы музея.
Очень советую посмотреть это необычное виодео.
Элегия...
Но 1 ноября во Львове и другой праздник, светский. Сегодня во Львове не только Хеллоуин и День Поминовения Умерших, а и годовщина создания нового государства.Оно было альтернативой другому государству. Польше от моря до моря. Я думаю,что Вы почти ничего об не знаете об этом. 1 ноября 1918 года состоялось создание За́падно-Украи́нской Наро́дной Респу́блике или ЗУНР — недолго просуществовавшее в период с конца 1918 до начала 1919 года самопровозглашённое украинское государство на территории бывшей Австро-Венгрии со столицей сначала во Львове, затем в Тернополе (с ноября 1918 года по январь 1919), затем в Станиславе (нынешний Ивано-Франковск).
Начиная с 1772 года, три современные области западной Украины (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская) входили в состав Австрийской Империи (с 1867 – Австро-Венгрии), в качестве восточной части Королевства Галиция и Лодомерия. В течение 19 века в Восточной Галиции, где около 70% населения составляли русины , шла борьба за культурную и политическую гегемонию между поляками, большинство которых считали всю Галицию неотъемлимой и исконной частью Польши и русинами – не считавшими себя поляками. Первая Мировая война и начавшийся перед ее концом распад Австро-Венгерской монархии дали жителям Восточной Галиции исторический шанс определить дальнейшую судьбу края.Была создана Украинская Народная Рада, которая послужила бы государствообразующим органом будущего западно-украинского государства в составе новой федерации под Габсбургской короной.Украинская Народная Рада была торжественно открыта во Львове 1_го ноября и в конце первого же заседания объявила о создании нового украинского государства, которое включило-бы все украиноязычные земли распадающейся Австро-Венгрии. Вот бравые украинцы , члены Головной Украинской Рады ЗУНР Иван Боберский, Дмитрий Витовский и родной брат прадедушки украинского нациста Тягныбока, Лонгин Цегельский (справа) в форме украинских сечевых стрельцов. Тогда вышиванки еще были не моде. Все хотели косить под блестящих австрийских офицеров, а не под крестьян.
Но у них в тот же день появились и противники. Стремясь максимально раздвинуть свои границы, польское государство, едва появившись на свет, развязало вооруженные конфликты со всеми своими соседями. Первой жертвой его агрессии стало население входивших в состав Австро-Венгрии украинских областей. Началась польско-украинская война.Против поляков сражалась Галицкая армия, которая создавалась на основе легиона украинских сечевых стрельцов (УСС), а также частей австро-венгерской армии, состоящих полностью или большей частью из украинцев. Во главе Галицийской Армии (ГА), встал бывший русский генерал украинского происхождения Михайло Омелянович-Павленко. Под его руководством украинские силы сумели в феврале 1918 потеснить польские отряды в центре республики и вынудить их отступить в городские пределы Львова. Началась осада галицийской столицы. Защитники Львова решили удерживать город любой ценой, опасаясь, что занятие его украинцами приведет к массовым убийствам и погромам его жителей (некоторые эксцессы, имевшие место в других районах республики подтвердили эти опасения) . На защиту от войск Омеляновича были мобилизованы все мужчины от 16 до 60 лет, способные носить оружие. Были даже созданы отряды из школьников, называвших себя «орлята». Вместе с отцами и старшими братьями юные львовяне отчаянно сражались защищая своих матерей и сестер, проявляли массовый героизм и гибли в больших количествах . Вот они ведут бой на Лычаковском кладбище.
Львов был взят поляками 22 ноября 1918 и в честь взятия города, поляки устроили еврейский погром во Львове . В польско-украинском противостоянии галицийские евреи до этого момента сохраняли нейтралитет. Погром сопровождался хаосом в городе, так как украинские войска отступали из Львова и на протяжении суток половина города никем не контролировалась. Было убито около 70 евреев, ещё 500 были ранены; всего пострадало около 7000 семей. В результате в УГА появились еврейский ударный батальон, который тогда называлась : Жидівський пробойовий курінь. Сформирован в июне 1919 во время Чортковского наступления из состава еврейской милиции Тернополя. Командир — поручик Соломон Ляйнберг. Но годом позже в Золочеве возникло первое еврейское подразделение - конно-пулеметная сотня лейтенанта Салько Розенберга. Все это сложно для понимания господа. Кто прав,а кто нет? Я не даю ответов, но замечу что русины-москвофилы к тому времени в Галиции были уничтожены физически или изгнаны из этой провинции.В этом повинны австрийцы, украинцы и поляки. Сложно поверить в то, что в Галиции, сто лет назад десятки тысяч людей открыто говорили о своей верности русскому языку, русской культуре и православию. А пока на фото польские войска во Львове.
В отличие от армий Директории, служившей орудием борьбы кучки социалистов за власть над Украиной, Галицкая Армия (ГА) была в какой-то мере выразительницей настроений и чаяний населения Восточной Галиции , кроме поляков и евреев, армией чисто национальной, защитницей народа от поляков. Все галичане, без различия партий боролись в ней за общее дело. Не малую роль в организации ГА играли Сечевые Стрельцы, имевшие опыт в мировой войне и давшие из своей среды немало способных и жертвенных командиров. На фото пулемет с расчетом из ГА на улице Львова.
Не теряли времени и поляки. Не только поляки – жители Восточной Галиции, за которую шла борьба, были быстро сорганизованы для этой борьбы, но и все силы, только что ставшей независимой, Польши были мобилизованы для захвата Галиции. На фото пулемет польских добровольцев на улице Львова.
Меня как-то заинтересовала история участия в этих боях главной крепости Львова в то время.Я там работал много лет в НИИИУ И вот что я узнал. В цитадели в то время находились украинские войска а осаждало ее специально созданное боевое подразделение поляков, которое так и назвали"Цитадель". После нескольких дней боев цитадель была захвачена поляками, Вот снимок реального боя по взятию Южной башни №4 львовской Цитадели.
На помощь полякам были срочно переброшены из Франции польские добровольцы генерала Галлера, боровшиеся во время войны на стороне Антанты. Отлично вооруженные и снабженные. И уже через несколько недель поляки начали методично наступать и теснить галичан к юго-западу. ГА ожесточенно отбивалась, переходя иногда в контрнаступления, но все же фронт неуклонно подвигался к бывшей русско-австрийской границе.Атака улан Галлера.
Все это вместе привело к тяжелейшим потерям, понесенным обоими народами в годы Второй мировой войны.что право наций на самоопределение писано про кого угодно, но только не про них. Она способствовала радикализации западно-украинского националистического движения и принятия им террора как морально допустимой формы борьбы. И напротив, для многих украинцев падение Западно-украинского государства сопровождалось полным разочарованием в европейской дипломатии и принципах победителей Германии и Австро-Венгрии, а также убежденностью в том, поскольку с точки зрения значительного числа поляков принадлежность всей Галиции к Польше бесспорна в силу того, что начиная с 1349 г. и до разделов Польши соседями в 1772-1795 гг. весь край входил в состав польского государства. Результаты Польско-украинской войны 1918-1919 гг. были с удовлетворением восприняты польской стороной, Начавшееся наступление армии Галлера, усиленной местными ополченцами (поляками и частично евреями), завершилось полной ликвидацией ЗУНР.
Но Га́лицкая армия (ГА) — регулярная армия ЗУНР, после проигранной польской войны вошла в состав армии Украинской Народной Республики (УНР) и продолжала войну на стороне Петлюры против красных и белых. Затем c 17 ноября 1919 года ГА стала называться УГА и вошла в состав Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) и воевала уже против Петлюры и красных. . Единожды предавший уже не может остановиться. Он катится по наклонной прямо в ад. К тому времени стало ясно, что Деникин проиграл гражданскую войну, и галичане снова перешли на сторону победителя. Гнусный поступок имел далеко идущие последствия — именно он покончил с идеей украинской независимости больше чем на полвека, открыв дорогу Голодомору, репрессиям и сталинскому террору. "Украинский Пьемонт" в очередной раз проявил себя во всей своей "дальновидности".С начала 1920 года была переформирована в Красную (Червону ) Украинскую Галицкую армию (ЧУГА) в составе Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и уже воевала в 1920 году против Петлюры и поляков. Но часть армии перешла на сторону Петлюры и Польши и воевали уже опять с красными. После войны ЧУГА была расформирована и попала под репрессии большевиков, но опять же часть галичан стала верными работниками у большевиков и приняла активное участие в украинизации Малоросссии. Общее число прибывших из Галиции составило по оценкам М. С. Грушевского около 50 тыс. человек. И тогда началось то, что случилось. Хэллоуин по украински.
Вот цитата в завершение этой темы : В случае же с Хэллоуином речь, скорее, идет об эклектике постмодерна в рамках стимуляции жажды потребления. Этот потребительский культ потому так легко и проникает везде и всюду, что может мимикрировать под самые разные формы, оставаясь в основе своей простым, максимально материальным и основанным на простых вещах (таких как жажда статуса и успеха) действом. Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница? :)
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.