О Владимире Ивасюке, Василе Мартынове , Ирине Вильде и о связи людей в пространстве и во времени.
В моих постах и на моем личном сайте уже писалось,что что весь цвет интеллигенции России был как-то связан друг с другом. Может не только в физическом смысле, а первую очередь в духовном. Это хорошо видно по жизнеописанию Ильи Эренбургаи моих же писаний на семейном сайте : " Их судьбы часто пересекались. Например, Нина Дедусенко, была близким сотрудником Л.А. Шкорбатова, профессора, который был родным братом депутата Учредительного собрания от Харьковской губернии Н.А. Шкорбатова. Я уверен, что он был знаком с двоюдным дедом моей жены ,Яковом Дедусенко , депутатом Учредительного собрания от Самарской губернии и организатора восстания против большевиков на севере России. Тот же Яков в одном списке с моим дядей ,генералом Гришиным, на сайте "Россия (russia) и известные люди". Профессор Арнольди имел дачу в Задонецких хуторах, на которой летом 1918 г. некоторое время проживали Косарев,Ермилов и др. чл. "Семёрки”. Члены объединения сотрудничали с "Цехом поэтов”, членом какого был Велимир Хлебников, Екатерина Неймайер-Дедусенко и другие. C ними всеми были дружныДедусенки".
То же самое можно сказать о современной российской и украинской интеллегенции. Я не имею в виду нацюг,таких как Ируся Фарион.Эти иногда бывают и профессорами и поэтами, но назвать их интеллегентами язык не поворачивается. В моих постах назывались имена Валентины Толкуновой ,Ангелины Булычевой, Ирины Вильде,Василя Мартынова. Я был немного знаком с одним из них. - В. И. Мартыновым. Он мне кое-что рассказывал о Ирине Вильде, Владимире Ивасюке и его смерти. И вот сегодня они все вместе у меня посте. В нем называются имена писателя Симонова и маршала Жукова. А мой дядя-боевой генерал Иван Гришин был их другом.Вот она связь людей в пространстве и времени. И современных и живших ранее. Я с возрастом ощущаю эту связь почти физически.
Мартынов Василий Иванович ( 16 апреля 1938, Александрия Благодаренського района Ставропольского края - † 13 марта 2006, Львов) - украинский журналист, писатель, поэт, член НСПУ, Львов. Семья перебралась на Золочевщину в 1953 году.Учился в львовском Универе, работал журналистом, писал стихи и только на украинском языке. В быту говорил конечно на русском. Вот на партсобраниях в Союзе писателей возможно и на украинском. Вот один из его сборников стихов с дарственной надписью автора на русском языке.
Напишу несколько слов и о В. Ивасюке. Владимир Ивасюк один из основоположников украинской эстрадной музыки. Автор 107 песен, 53 инструментальных произведений, музыки к нескольким спектаклям. Профессиональный медик , скрипач , прекрасно играл на фортепиано , виолончели , гитаре , мастерски исполнял свои песни. Неординарный художник . 18 мая 1979 он был найден повешенным в Брюховецком лесу под Львовом . Сегодня 22 мая «черная дата» — В 1979 году на Лычаковском кладбище во Львове похоронили композитора, трагически погибшего в расцвете таланта и молодости (ему едва исполнилось 30 лет). Официальная версия — самоубийство. Рассматриваются также две неофициальные версии: по одной из них, убийство было организовано КГБ якобы за националистические подстрекательства в песнях Владимира; по другой версии, расправу совершили неизвестные бандиты-националисты после того, как Ивасюк принял приглашение Союза композиторов СССР и решил переехать в Москву. Но по моему обе версии выводят наше с Вами следствие на ложный след след.
Есть показания матери Ивасюка и других свидетелей, которые рассказывали, что после поступления Владимира во Львовской областной психиатрической больницу на протяжении 2-х недель его психическое состояние было крайне тяжелым и характеризовалось подозрительностью, подавленностью, тревогой и неуверенностью в своем будущем. В беседах с больными Ивасюк высказывал мысль о самоубийстве. Ивасюк при нахождении в больнице не тяготился больничной обстановкой, что говорило о его безразличии к окружающему и подтверждало его депрессивное состояние. До поступления в "дурку" Ивасюк примерно 2-3 недели не мог спать. Утратил всякий интерес к творчеству. Даже брал нож и ходил с ним в лесопарк "Погулянка", чтобы покончить жизнь самоубийством. И уже было якобы выбрал дерево, на котором он хотел покончить жизнь самоубийством.
Я лично в версию убийства композитора КГБ не верю еще и потому, что Владимир Ивасюк считался самым популярным и востребованным молодым украинским композитором в 70-х годах XX столетия. Его песни "Водограй", "Червона рута, "Балада про дві скрипки" и другие исполняли не только многие ВИА на танцах и в кинотеатрах, но и звезды советской эстрады. Иосиф Кобзон, София Ротару, ансамбль "Песняры" и др. Их постоянно "крутили" Всесоюзное радио и телевидение. Записывали на грампластинки. Среди которых была и авторская - "Пісні Володимира Івасюка співає Софія Ротару". Он - лауреат Всесоюзных телевизионных конкурсов "Песня-71" и "Песня-72". В 1978 году стал лауреатом Всесоюзного смотра-конкурса молодых композиторов в Москве. Мало того, как один самых достойных украинских комсомольцев, избирался делегатом XXII сьезда ЛКСМУ. Вообщем, каким был "бандэровцем" Володя Ивасюк понятно и за что его убивать КГБ?
Я думаю, что причиной самоубийства была травля Владимира коллегами по цеху. Ивасюк был так популярен, что у многих это вызывало злобу и зависть. Ивасюку завидовали и его педагоги , которые содействовали исключению из консерватории за пропуски занятий. В числе их был его педагог по композиции Анатолий Кос-Анатольський. Как писал в письме к Михаилу Ивасюку педагог и композитор Лешек Мазепа «…я несколько больше и знал, и догадывался. Я видел ненормальность отношений между ними (педагогом и учеником. — П. Н. ) и именно поэтому я взял Володю в свой класс , поскольку Кос создал невыносимую атмосферу вокруг него, настроил против него на кафедре всех.
Есть и версия об роковой Татьяне. Володя был лауреатом многих песенных конкурсов, учился по индивидуальному графику, поэтому говорить о каких-то притеснениях от власти было бы неправильно, - возражает преподаватель консерватории Владимир Заранский. - Да и ярым националистом он не был: писал украинские песни, но в то же время со своей девушкой, Татьяной Жуковой, общался на русском. К слову, как раз Татьяна Жукова стала той роковой женщиной, с которой некоторые поклонники творчества Ивасюка связывают его смерть. Говорили, что красавица-блондинка закрутила голову не только Владимиру, и какой-то ревнивый кавалер решил убрать соперника. О самой Жуковой известно немного. Училась во Львовской консерватории на отделении вокала, параллельно подрабатывала в Доме моделей манекенщицей. С Ивасюком их связывали романтические отношения. Но после смерти композитора Татьяна исчезла. Через много лет стало известно, что она давно живет в Харькове, с журналистами общаться отказывается. Вот она и Владимир на фото.
А сейчас я раскажу историю одной из песен о Владимире Ивасюке . В основу рассказа положены материалы сайта ivasyuk.org.ua. Познакомился львовский поэт Василий Мартынов с Владимиром Ивасюком за кулисами Львовского цирка в 1977 году. А посодействовал этому известный советский поэт Ростислав Братунь, который пришел в поэзию как певец «Золотого Сентября» 1939 — воссоединения западноукраинских земель с Советской Украиной. В 1950 году окончил Львовский государственный университет им. И.Франко. Член КПСС с 1954 года. С 1966 по 1980 год возглавлял Львовскую организацию Союза писателей.Будучи главным редактором журнала «Жовтень» («Октябрь») положил начало постоянной рубрики «Пост имени Ярослава Галана», в которой разоблачались деяния украинских националистов. Сам сочинил ряд приключенческих произведений и памфлетов, в том числе разоблачавших подрывную деятельность бандеровцев из диаспоры. Но сегодня он ,странным образом, видный деятель национального возрождения и его именем даже назвали улицу во Львове. Вот такие вот парадоксы процесса декоммунизации во Львове ! Но фото родители Володи и Ростислав Братунь, справа.
Ростислав Братунь писал слова к песням композитора Владимира Ивасюка и был его старшим другом. В тот день творческая молодежь Львова, а среди ровесников был и Владимир Ивасюк, давала концерт, чтобы собранные средства перечислить в Фонд Мира. Во время антракта Володя ( именно так потом Василий называл его по праву старшего ) подошел и пожал руку, а при этом сказал: — Я уже знаком с вами заочно, ведь мне и моему отцу — писателю Михаилу Григорьевичу показывала ваш сборник «Солнцелюбы» Ирина Вильде, с которой мы дружим. Я обратил внимание на стихотворение «Поговорите с человеком», посвященное писательнице и пообещал Дарине Дмитриевне написать романс на этот текст. Когда он будет готов, встретимся все вместе у меня на квартире и послушаем его. Хочу, чтобы романс был подарком не только для Ирины Вильде, а и для вас.
Им выпало общаться на протяжении двух лет. Во время разговоров Василий никогда не напоминал Володе, когда же, наконец-то, услышит его произведение. Но однажды Ивасюк сам сообщил, что в скором времени можно встретиться и послушать романс. Владимир много работал над этой музыкой. Как вспоминает его отец, он носил ту мелодию в памяти, не записывая ее, очевидно, надеялся на еще лучшую. Такой была его творческая манера. К сожалению, завершить задуманное он не успел. А Ирина Вильде однажды сказала Мартынову: — Какой же он скромный. Хотя мог бы и зазнаться. Есть от чего. Но не зазнается. По-видимому, все настоящие таланты скромны...
Все эти годы Василя Мартынова не покидала мысль написать песню о незабываемом композиторе. Если Ивасюк сам не успел написать романс на его слова, то почему бы ему не посвятить песню памяти Владимира? И вот однажды ночью произошло в творчестве поэта такое, чего не бывало раньше: он начал сочинять песню о Володе во сне. Когда текст сполна вызрел, Василий подумал: «Если не проснусь и не запишу его, то к утру он развеется со сном». В два часа ночи поэт встал и сел за письменный стол. Это удивило жену: «Ты почему не спишь?» Узнав о причине, лишь сказала: «Мог бы это сделать и утром…» Нет, не мог. Утром осталось лишь перепечатать текст, чтобы в скором времени он оказался на страницах сборника «Чабрецовый легит». «Чабрецовый легит» оказался в руках известного композитора Валерия Квасневского. Творчество композитора разножанровая. В его работах есть произведения для симфонического оркестра , произведения для хора и солистов с оркестром, музыка к драмам и балетам, квинтеты для деревянных духовых инструментов с валторной и инструментальные произведения для различных инструментов. Валерий Квасневский - автор более 100 романсов для голоса в сопровождении фортепиано .
Квасневский решил написать музыку к стихам Мартынова. И сделал это в похожих условиях. Ночью в его квартире отключили свет, а Валерий Федорович зажег свечку, сел за пианино и с большим желанием и вдохновением взялся за песню. Прошло некоторое время, и он подарил Василию магнитофонную кассету с этой песней в собственном исполнении. Осталось добавить, что песня, которую создали Василий с Валерием — подарок к 54 годовщине со дня рождения композитора.
Песня о Владимире Ивасюке.
Стихи: Василий Мартынов.
Музыка: Валерий Квасневский
Тебе забрала в нас травнева днина,
Але коли новий надходить день,
Ти оживаєш в пісні лебедино
І знову линеш в світ своїх пісень.
Він зітканий із чарівних мелодій.
Серця людей хвилює кожен звук.
Лунає пісня! Це прийшов Володя.
Це радість нам дарує Івасюк.
І все ж із днем приходить сум, як мука.
І все ж, коли твої пісні дзвенять,
Нам сумно, що подать не можем руку
І що тебе не можемо обнять.
Ти — наша гордість, велич і тривога,
Ти — Віра і Надія, і Любов.
З тобою в нас до мрій одна дорога,
Яку давно зборов ти й не зборов.
Іди по ній і клич нас за собою.
Червону руту кожен хай знайде.
Народ, якому ти сплатив любов’ю,
З любов’ю і до тебе теж іде.
Та все ж, коли в полон бере осмута,
То радість у серцях гніздечко в’є
Від того, що в нас є «Червона рута»,
Що Івасюк Володя був і є.
Тепер немного о Ирине Вильде. В переводе с немецкого «вильде» означает «дикая, бурная», а имя Ирина в данном случае — производное от Дарины. Вот так и родился псевдоним «Ирина Вильде». Писать дочь известного поэта ХХ века Дмитрия Макогона Дарья начала еще в юношестве, но в те годы литературное дело считалось занятием не очень достойным для девушки из интеллигентной семьи, вот она и подписала первый рассказ выдуманным «Ирина Вильде».Первая публикация Дарины, как свидетельствуют исследователи ее творчества, появилась в 1926 году.C 1930 года ее произведения стали печатать регулярно (писала она о судьбах западноукраинской молодежи, интеллигенции и мещанства). При этом Дарина Дмитриевна работала редактором в журнале "Женская доля" и учительствовала. И. Вильде не затрагивала "национальную идею" и писала о житье-бытье окружающих ее простых людей, отмечено было именно ее творчество, которому присущи психологизм, художественность и прекрасный слог.
Во время учебы в университете Дарина познакомилась с Евгеном Полотнюком (впоследствии он получил диплом лесного инженера). Когда Евген пришел свататься к родителям девушки, ее мать воскликнула: "Да вы что! Она же ничего делать не умеет. Ей бы только скакать и смеяться". (И это было правдой – Дарка всегда была жизнерадостной, живой и непосредственной). Но молодого человека предупреждение будущей тещи не отпугнуло, и в 1934 году Дарина вышла за Евгена замуж. Их связывала не только любовь, но и общее мировоззрение. И оба ратовали за освобождение Западной Украины от иноземного гнета. В 1936 году у пары родился первенец – Ярема, а в августе 1942 года младший сын Максим.
В 1939 году на территорию Западной Украины, где проживала семья, пришла советская власть. Ирина Вильде попала в число ее фаворитов, а Евген продолжил работать лесничим. Но спокойствие долгим не было – в 1941 году Украину оккупировали немецкие войска. После их нападения Евген стал активным участником национально-освободительного движения и сотрудничал с партизанским соединением, возглавляемым легендарным С. Ковпаком. Осенью 1943 года Е. Полотнюк попал в руки гестаповцев, и в конце ноября 1943 года его вместе с другими подпольщиками расстреляли. Дарину же о возможности ареста предупредили, и она, подхватив маленького сына и рукопись романа "Сестры Ричинские", скрываясь и прячась, добралась к родственникам.
Но лучше всего о маме расскажет ее сын – Ярема Полотнюк. Вот отрывки из его интервью:
- Мама до конца жизни была членом Правления Союза писателей СССР.У нее были хорошие отношения с Р.Рождественским, Ч.Айтматовым и К.Симоновым. Маму переводили на нем.,чешский.,болгарский,польский,итальянский языки,а также в Прибалтике и Средней Азии.
- Она была активной общественницей.Помню,сразу после войны мы поехали с ней в Киев в приемную Сидора Артемовича Ковпака, который был тогда председателем Верховной Рады и привезли целую папку с жалобами граждан.Почти все,о чем она просила, удавалось сделать.И часто это решалось только благодаря личным связям.Маму уважали,к ее мнению прислушивались. Вот и Сидор Артемович ее уважал.
- Припоминаю такой случай.Сразу же после войны во Львов прибыли маршалы Конев и Жуков и оба облюбовали для себя один и тот же особняк. Началась ссора. Мама тогда примиряла их как арбитр ( вследствие переговоров дом достался Коневу,но Жуков больше не возражал).
На фото маршалы Конев, Жуков и Рокоссовский, на фронте которого мой дядя командовал армией. Связь времен.
- Есть какие-то места во Львове,которые она особенно любила? - Да,это Кайзервальд ( Шевченковский Гай ), где она часто и помногу гуляла.Даже тогда,когда тяжело болела.Предпочитала не ездить,а ходить пешком. Вот на фото одна из аллей Кайзервальда.
Находились люди,которые знали о ее недуге и опекали ее на прогулках,таким был Васыль Мартынов. Всегда о нем тепло вспоминаем. Ирина чрезвычайно любила жизнь. Она говорила,что надо любить жизнь,какою бы горькою она ни была,потому как все плохое все равно проходит,а доброе остается. Всегда считала,что главное в жизни встретить хороших и преданных друзей, а слава то такое. Бренное. Но слава ее явно не обошла.
И бренное тоже. На фото ниже дом писательницы Ирины Вильде в Профессорской колонии , местности в Лычаковском районе Львова . Профессорская колония возникла на рубеже ХІХ и ХХ ст. как район вилл и особняков на одном из благоприятных для проживания повышенных участков львовских окраин . По cути это тот же Кайзервальд. В Профессорской колонии слабое транспортное движение, много зелени. Этот район считается престижным .В доме сейчас музей Ирины Вильде и потому он такой пошарпанный стал. Кому нужны сейчас во Львове большие писатели и их память?
Все герои этого поста уже с не нами. Мир их праху. На фото старинная церковь на Кайзервальде. Их свозили из всех Карпат и Прикарпатья для музея народной архитектуры и быта «Шевченковский гай».
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.