О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Блог администратора сайта.
Главная | Блог | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Суббота, 20.04.2024,12:22

Меню сайта


Категории раздела

Политика и история [29]
Философия и религия [16]
Личное [21]
Биографии необычных людей языком блогера [15]
Всякое разное [14]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Всякое разное [ Добавить статью ]

Львовские батяры: польская субкультура сорвиголов и гуляк.
  Примечание.В самом низу можно включить плеер, сделать звук потише и почитать рассказ в сопровождении песни на тему. 

Львовские батяры (Batjars Lwów) — львовская польская субкультура, существовавшая с середины XIX ст. до середины XX ст. Название «батяр», вероятно, произошло от венгерского «betyar», что означает лицо, которое имеет странные взгляды и делает непредсказуемые поступки, авантюриста, гуляки. А в прямом смысле — это бродяга, хулиган, распутник. Слово быстро укоренилось в польско--еврейском наречии тогдашних львовян.Львовские батяры не были похожи на карнавальных "рогулей-батяров" для туристов,которых можно увидеть сегодня в центре Львов. Вот сами смотрите. Слева настоящие батяры, а справа настоящие рогули. .

 

  

Так все-таки, кто такой батяр? Рыцарь или альфонс? Хулиган или поэт? Циник или идеалист? Всего понемногу. Потому что батяр – такой же, как и его любимый город, – добрый и немилосердный, аристократический и плебейский, щедрый и скупой, трагический и комический, Он, как и Львов, – единственный в своей неповторимости.
 

  Александр Скоцень ( легендарный львовский футболист 30 годов ) оставил интересную, хотя и немного цветастую характеристику львовских батяров межвоенного периода: "Это был элемент, который на протяжении своего существования находился в постоянных конфликтах с правом, полицией. Жили они в домиках-халупах на окраинах города или в некоторых рабочих кварталах. Им были присущи веселость, озорство, беззаботность.

 

  Они жили, чтобы "фраера окантовать", говоря их языком, чтобы обмануть человека не из их среды. Не брезговали и мелкими кражами. На "крутые дела" не ходили и "мокрую работу" не исполняли, хотя иногда и случались ситуации, когда один другому безжалостно всаживал лезвие ножа под ребро в сердце и наступала "дінтойра" (смерть). В числе их неотъемлемых качеств вы надейте такие черты, как безудержную храбрость, амбиции и даже честолюбие. Нелегко обозначить и четко определить само слово "батяр", ибо между ними были также и подлинно честные люди". 

Первым батяром и силачом, о котором мы узнаём, был Куба Пельц, который прославился тем , что играючи ввязывался в первую попавшуюся потасовку, и однажды на Лычавской рогатке сбросил девятерых гренадёров в колодец вниз головой. Это было в 1848 году.Долгое время для Кубася не существовало достойного соперника, никто его не мог побороть, какие бы соревнования не проходили. А однако нашла таки коса на камень, и Кубу отметелил Каспер Смоленский. С тех пор Пельц потерял свой титул короля Лычакова. И Касперу тоже не пришлось долго оставаться на троне, потому что он столкнулся с достойным соперником, Антином Плецёном, который и стал грозой участка.

Плецён был перекупщиком и перегонял в Россию свиней. Читатель может подумать, свиней гоняли в Москву и С.Петербург.  .  Так нет же.
Россия начиналась за Бродами и Сокалем. Это километров 80!  .  Антось на Лычакове наводил ужас на местную охрану, которая караулила все львовские рогатки. Однажды он поломал стражам карабины и сильно избил, после чего он целых два года отсиживался в России. Славу Антося Плецёна через полтора десятка лет затмил необычайно мощный скотобоец Гринер. Антось по обыкновению приставал к каждому новому посетителю кабака и, увидев Гринера, проверил и на нём остроту своего языка. На этот раз неудачно. Парню его шутки пришлись не по душе, и Антось был жестоко избит. Да и нет ничего странного, потому что Гринер шутя пробивал головой двери и запросто борол цирковых силачей на арене на спор.

Но самым знаменитым батяром был считают Yuzefa Marinovskogo. Была даже целая "ballada o Jozef Marinovsky". которая воспевала, как он дезертировал из войска ради того, чтобы выпить пива "w jego ulubionej tawernie na ulicy Gródecka". 25-летний батяр умер в 1908-ом в "бригидках" — тюрьме, которая расположилась в бывших кельях монастыря Святой Бригиты, где до 1784 года был конвикт (общежитие) для девушек из благородных семей. 

 
 

   Благодаря художественной литературе в общественном сознании сформировался завершенный образ львовских батяров: люди физического труда, чаще всего каменщики или "козяры" ( переносчики кирпичей на стройке с помощью специального приспособления - "козы"), зимой зарабатывавшие разноской угля. Батяры младшего поколения продают песок, который хозяйки используют для чистки посуды и тому подобных целей. На самом деле батяры не преступники, но, потеряв работу, могут украсть что-либо или даже совершить грабеж. Относясь презрительно к представителям зажиточных слоев и просвещенной среды, батяры охотно затевают с ними ссоры и драки, за что периодически попадают под арест. Особенную нелюбовь батяров вызывают студенты и гимназисты.

   Батяры всегда прекрасные любовники, но часто бьют своих подруг, они также любят животных и птиц, со особым пиететом относясь к голубям. Все свободное время батяры посвящают разнообразным развлечениям, любят петь сентиментальные или же, наоборот, воинственно-будоражащие песни.

 


Сюжетная линия этих песен основана на рассказах и байках самих батяров и выходцев из их среды.Учитывая специфику социального расслоения во Львове, становится понятен тот факт, что батяров практически не было в центре города.   Наибольшей известностью среди львовских батяров пользовались жители Лычаковки, много батяров было в верхней части улицы Городецкой, Замарстинова, Клепарова, в Снопкове и Жолковской Рогатке (район Подзамче). Ниже расположена карта Жовковской Рогатки.  Я там вырос в доме 149.Он есть на карте.


 Представители двух последних местностей считались самыми агрессивными.Вот на снимке батяры из Лычаковки.  
 

 Лычаковская рогатка знаменита еще и тем , что с ней связано посещение Львова Царем России в 1915 году, после взятия Львова русскими войсками. Во Львов Государь въехал по Лычаковской дороге. В половине пятого на Рогатке, в том месте, где сейчас перекрёсток Лычаковской и Пасичной , Император Николай II принимает рапорт военного генерал-губернатора Галиции графа Г.А.Бобринского у автомобиля по приезде во Львов. Дата съемки: 09.04.1915г.
 


 

   Постепенно батяры обрели забавный и романтический образ. Их лозунгом служил призыв: «Любить Львов, любить женщин и любить шутить». Участие отдельных батяров на польской стороне в польско-украинской войне 1918 году  вызвала распространение легенды о «героизме батяров и детей» как главных творцов победы польских войск.

  Популярность батяры приобрели во времена Второй Речи Посполитой, когда популяризировался их язык — львовская гвара и батярские песни. Батяры пользовались особым жаргоном, так называемом львовском балаке, который представлял собой смешение польских, немецких, еврейских слов, некоторые из которых используются во Львове до сих пор: гальба — (кружка пива),  шнобель(нос),  рандка (свидание влюбленных), хавира(квартира), кубита(женщина), шкрабы (ботинки). Хватало вкраплений из венгерского, английского и даже латыни.( украинских слов в нем не было, вопреки рогульским легендам   ) Слова батяров легко спутать. Вот пример:хє́рити — болеть. хі́рити — пить водку.   

  Многие выражения батярского жаргона («балаку») заимствованы из еврейского идиш. Например, «мент» на идиш означает «солдат, воин, вооруженный человек». Батяры так называли полицейских. Есть и другая версия возникновения этого слова.Дело в том, что полицейские Австро-Венгерской империи носили плащи-накидки, потому их и называли "ментами" - "плащами".В польский язык слово попало из венгерского, а в дальнейшем слово "мент" проникло на просторы России и СССР. Поэтому слово «мент» – отнюдь не трансформация слова «милиционер», а еврейский термин или венгерско-польский термин.....

    Мир героев улиц и пригородов называют в таких песенках «львовская голь», «львовская гебра», «львовская вера». Почти все, что делает батяр, он делает «сердечно». Даже напивается тоже сердечно. Батяр противопоставляется официальному, мещанскому миру, и сравнение, конечно, всегда в пользу батяра. Деньги не гарантируют свободы, счастья, любви. Настоящими ценностями есть свободное, широкое сердце батяра, мужская дружба, любимая девушка. Несколько циничный, батяр, однако, когда того требует ситуация, становится на сторону слабого и обиженного. А свою любовь к родному Львову батяры декларируют откровенно и даже патетически.

  Драматические батярские романсы можно было бы назвать «кровавыми», если бы через привычную для таких произведений фабулу несчастной любви не пробивалась хоть и плебейская, но меткая ирония. Несчастные влюбленные – дочь мясника и парикмахер – в одном из таких романсов кончают жизнь самоубийством. Но отравляются не чем иным, как колбасой со стрихнином (как и положено дочери мясника). И было той колбасы около двух метров...

  Идеализированный в польской литературе образ львовских батяров существенно поблек в годы Второй мировой войны. В сентябре 1939 года, когда польские войска покинули львовскую цитадель, батяры разграбили находившиеся там воинские склады. По воспоминаниям Лешека Дзенгеля, батяры стали первыми представителями польскоязычной общины, которые установили с немецкими солдатами товарно- денежные отношения и начали с ними торговать. Лишь позднее появились выдуманные истории о якобы активном участии львовских батяров в обороне города от немцев, что не соответствовало истине. Вот на редком фото ниже польский солдат,польский батяр,немецкий и советский офицеры во Львове в сентябре 1939 года.  

 

 
 
  Вот что,например, пишет на основании слухов или просто сам придумал классический рогуль "писатель и поэт"  Ю.Винничук: "На жовківськім передмісті загинув цілий загін батярів, боронячи рогатку, ще одна група батярів знайшла десь стару австрійську гармату і доти з неї стріляла, доки та не вибухнула й не покалічила їх. Уся жовківська дільниця зібралася на похорон і висипала загиблим спільну могилу".     Это он об бое с немцами на Рогатке в 16.09.1939 года. Вот сам "классик" на фото. Самая высокая должность Юрчика - заведующий отделом мистики и сенсаций в одной из львовских газетенок,что несомненно вызывает доверие к его писаниям.      Высказывания мало кому известного письмэнныка Винничука уморительно забавны, претензии его на некий аристократизм, еще забавнее. Когда этого рогуля спросили, как он относится к тому, что поляки называют украинцев «быдлом» он ответило: «Это неправда. Это выдумки кацапов. Вы кацап? Если такое в истории и было, то касалось не украинцев, а крестьян. Во всей Европе магнаты так называли крестьян. Отождествление украинцев лишь с крестьянами — это социалистические выдумки».   Зато сам письмэннык приехал во Львов из Станислава только в 1974 году и был тогда рядовым вуйкой, а уже потом выбился в рогули. 

 

 

   В 1990-х годах старанием таких Юрчиков создавался литературный миф об идеализированных украинских батярах, которых в самом деле не было и быть не могло. Батярство было распространено в основном среди поляков, об этом свидетельствует исключительно польский батярский фольклор Львова. Но история Украины переписана с истории других народов и история батяров тоже. Польские песни батярской тематики были переведены на украинский язык и стилизованы под польский говор.

  Гимном батяров считалась песня, созданная композитором Х.Варсом на слова Э.Шлехтера "Tylko we Lwowie" к польскому фильму об двух нищих батярах в галстуках и золушке-графине , ставшая позже неофициальным гимном города. Фильм редкая фигня, а песня осталась.  


  А эта же песня в виде рогульской подделка под польскую песню. Взяли мелодию,слова польские пополам с украинскими и польский выговор. И вот уже рогули стали ьатярами. )))

  Пост написан на основе разных сведений из интернета и из собственного опыта. Можете сами убедиться в этом пройдя по этой ссылке. 

Категория: Всякое разное | Добавил: vkbond (14.09.2012)
Просмотров: 6603 | Теги: #batjars Lwów, #львовские батяры | Рейтинг: 4.3/6 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
/script>