О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Блог администратора сайта.
Главная | Блог | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Пятница, 29.03.2024,15:25

Меню сайта


Категории раздела

Политика и история [29]
Философия и религия [16]
Личное [21]
Биографии необычных людей языком блогера [15]
Всякое разное [14]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Биографии необычных людей языком блогера [ Добавить статью ]

Надежда Мандельштам о свободе и своеволии.

Надежда Мандельштам

В чем подлинная свобода человека, свобода личности. Свободный человек. ... Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого свобода другого. Свобода и своеволие....


1 мая 1919 года в богемном киевском кафе «Хлам» Надя  Хазина знакомится с О. Э. Мандельштамом. В 1919-м году первомай в Киеве характеризовался военным парадом и созданием зоологического музея. Тогда в городе была власть большевиков, но жизнь не остановилась. Богема как обычно развлекалась и вела умные разговоры.  Уже известному поэту Мандельштаму шел 29-й год, а киевской художнице Наде Хазиной было всего 20 лет. Тоненькая, глазастая, с короткой стрижкой, она держала себя в духе того революционного времени — дерзко и безоглядно. Ей приглянулся Осип Мандельштам, и она смело отправилась к нему в гостиничный номер.    «Кто бы мог подумать, — писала Надежда Яковлевна впоследствии, — что на всю жизнь мы окажемся вместе?..»   


Но в итоге вышли и любовь, и дружба, и крепкая привязанность. И главное, Надежда Хазина стала единомышленницей Осипа Мандельштама и горячей поклонницей его поэзии. Осип оценил это, и предложил молодой художнице руку и сердце. Сначала молодые супруги жили в Киеве, затем перебрались «на север», в Москву, и началась совместная бурная жизнь, наполненная поэзией на фоне безалаберного быта, со вспышками ревности. и, соответственно, без всякой идиллии. Следует заметить, что поэт был весьма влюбчив . Влюбился даже в Марину Цветаеву,которая была тогда бисексуалкой.   Но главное — они были вместе. Жили и боролись за жизнь. Когда Мандельштама сослали в Воронеж, Надежда Яковлевна отправилась с ним. Мандельштам болел, у него было плохо с психикой. Как он писал, «тем, что моя «вторая жизнь» еще длится, я всецело обязан моему единственному и неоценимому другу — моей жене». После второго ареста Мандельштама, в ночь с 01 на 02 мая 1938 года ( и опять пролетарский праздник !!! ) , и последующей смерти поэта в пересыльном лагере под Владивостоком,
 


У меня полный сайт таких фото и не только поэтов и писателей, а  и моей родни. Но посты и статьи из моего сайта люди, которые взахлеб пишут о "эффективном менеджере"   Сталине, не читают.  Может фото зеков-великих поэтов  и виды лагерей хоть посмотрят ? Хотя и это не поможет. Ну кто признает, что его милый дедушка  - палач,садист и убийца или просто бытовой доносчик ?   Например у главного палача Сталина генерал-майора Василия Блохина есть дети, внуки и правнуки. которые ему поставили красивый памятник.
 


По иронии судьбы, Блохина похоронили там же, где покоится прах большинства его жертв, — на Донском кладбище. Хотя тела расстрелянных сжигались здесь же в крематории и прах ссыпался в безымянные общие ямы. Он много лет возглавлял группу палачей, так называемую расстрельную команду, которая исполняла большую часть казней во время правления Сталина, основная доля которых пришлась на период массовых репрессий 1937 — 1938 гг. Считают, что за весь период своей работы Блохин лично расстрелял от 10 до 15-ти тысяч человек , что сделало его одним из самых эффективных палачей во всей мировой истории и одним из самых страшных убийц в истории человечества. Пулей в затылок он укладывал за сутки до двухсот человек, что для профессионала считалось, вероятно, высоким показателем.  Блохин гордился тем, что лично расстреливал таких известных людей, как маршала Тухачевского, главного комсомольца СССР А. Косарева, писателя М.Кольцова, режиссера Всеволода Мейерхольда, наркома Николая Ежова, писателя Исаака Бабеля и многих других. Этот нелюдь умер своей смертью, правда уже без чина и орденов, а  Мандельштам окончил свой жизненный путь в страшной общей могиле,.но его творчество продолжало жить и живет сегодня. 

 



Надежда Мандельштам посвящает свою жизнь сохранению поэтического наследия мужа.  Когда прошла скорбь, даже она обрадовалась его смерти, избавившей поэта от дальнейших страданий в Гулаге, от грядущих чисток и репрессий, голода, который доводил до людоедства в лагерях, и расстрелов без суда и следствия. О том, как она искала тексты стихов поэта, как их переписывала и раздавала друзьям в надежде, что именно таким способом они выживут (многие стихи погибли вместе с гибелью людей), как хранила архив в старой шляпной коробке, — это настоящий детективный роман.  Каждый день перед сном она восстанавливает по памяти его стихи, переписывает их и раздает друзьям, питая надежду, что таким образом стихи не погибнут.  Она жаждала полного Мандельштама, не оболганного и не исковерканного, с признанием его поэтического величия. И такие книги появились, правда, сначала не у нас, а на Западе. Надежда Яковлевна Мандельштам автор трёх книг - "Воспоминания" (1970), "Вторая книга" (1972), "Книга третья" (1978). Книги были изданы за границей, принесли ей мировую известность, переведены на многие языки, выдержали несколько изданий. Н. Мандельштам много лет дружила с поэтессой Анной Ахматовой и  после её смерти написала о ней воспоминания. Она умерла 29 декабря 1980 года в возрасте 81 года. Ее жизнь стала подвигом во имя культуры и истории литературы. Надежда Мандельштам – любовь, жена, вдова великого поэта – сама по себе великая личность, большой русский писатель, человек трагической и грандиозной судьбы.
 

 


Хотя со дня смерти Надежды Яковлевны Мандельштам прошло много лет, споры о ее книгах и личности не прекращаются и не теряют остроты, с прежней яростью вспыхивая по любому поводу. Конечно, таким поводом стала и "Вторая книга". Главная болевая точка дискуссий — до сих пор не выясненный литературный чин вдовы поэта. Кто она, Надежда Мандельштам, — автор самой великой прозы второй половины XX века, как полагал Иосиф Бродский, или, как думали многие другие, только тень своего гениального мужа, тень со скверным характером и ворохом непомерных претензий?  В стихотворении "Я слово позабыл, что я хотел сказать..." . Осип Мандельштам говорит о судьбе поэтического слова, которое обречено оставаться невоплотимым, ибо оно — не от мира сего. В чертог теней, согласно греческому мифу, возвращается умершая возлюбленная певца Орфея — Эвридика. Судьба поэта — вызывать тени из загробного царства. Но едва на них падает взгляд, обращенный из полдня, они ускользают назад, во мрак. 

 


Я возьму на себя смелость кратко изложить содержание главы «Свобода и своеволие” из “Второй книги” Наде́жды Мандельшта́м. И судите сами - она тень своего мужа или самостоятельная личность? Лично для меня вывод очевиден. Ниже  цитаты из текста "Второй книги". Там нет ни одного слова или комментария от меня или других людей, но то в книге заняло несколько страниц, у меня уместилось на одной странице. Смысл остался, но ушли многословные примеры. 

*****

Я бы не знала, что противопоставить своеволию, если б не случайный разговор с Ахматовой, который для меня все повернул по-новому.. Тогда Ахматова полистая томик Элюара, посмотрела и с досадой отложила в сторону. "Это уже не свобода, - сказала она, - а своеволие..." Для меня такое противопоставление было новым, и я не знала, что им часто пользовались в десятых годах. В частности, я потом нашла его и у Сергея Булгакова, и у Бердяева. Не сразу, но постепенно я поняла, что у человека есть выбор между путем свободы и путем своеволия. Язык понятий беден, и мы употребляем слово "свобода" в двух значениях - в полновесном смысле и в сочетании "свобода выбора". Есть явное различие между этими двумя понятиями. Говоря о "свободе выбора", мы имеем в виду волевой акт. Человек действительно хозяин своей судьбы, как и народы и все человечество в целом: он имеет свободу выбора. Иное дело понятие "свобода". Это ценностное понятие. Человек идет путем свободы или, лучше сказать, обретает свободу, если ему удается избавиться от темных побуждений своего "я" и времени, в котором он живет. Благодаря жизни с Мандельштамом я постепенно дошла до мысли, что лучше, чтобы грузовик переехал меня, чем чтобы я, сидя за рулем, давила людей. 

 Свобода основана на нравственном законе, своеволие — результат игры страстей. 

1)      Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу».

2)      Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу».

 Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Своеволие — порождение индивидуализма.

По-настоящему трагична свобода. Перед свободным человеком стоят тысячи вопросов, и основной из них — прав ли он, что стоит на своём, не считаясь с общим мнением, нет ли в его поведении гордыни. Ведь ему нередко приходится идти наперекор обществу, всегда до известной степени заражённому своеволием. Трагичность свободного человека особенно заметна в эпохи вроде нашей, когда болезнь своеволия охватывает целые народы.  Обожествление народа, национализм — особый случай своеволия , своего рода индивидуализм.

Дело свободного человека ясно, потому что он не ставит цели, но ищет смысл. Искание смысла трудно, потому что непрерывно возникают миражи и не так-то просто рассеиваются. Свободный человек стоит на своём, потому что не может отречься от истины.  И всё же даже неполная доля свободы резко выделяет свободного человека из толпы. У него прямая походка и глубокое сознание греховности, почти полностью утраченное сегодняшней толпой. Свободный человек не прельщается толпой на площади. Жить ему трудно, но зато он свободен.

Несчастье своевольца (и своевольного общества) в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство. Цель у своевольца бывает любая — женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно. Своеволец, услыхав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру всё, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре.  Своеволец уничтожает всё и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия.

Своеволец, теряя чувство реальности, непрерывно взвинчивает себя мыслью, что ему всё доступно и он всё может. Своевольный человек и своевольное общество не только не желают считаться с реальностью, но действительно не видят её. В уме они переделывают её на свой лад и не способны поверить, что она иная.

  Дар нашего времени — снисходительность к себе, отсутствие критериев и не покидавшая никого жажда счастья.  Кажется, ни одна эпоха не дала такого пафоса самоутверждения и своеволия, как наша.

В конце этого поста хочу привести мнение Па́вла Семёновича Гуре́вича ,известного советского и российского философа:
"Вряд ли кто-то заподозрит Н.Я.Мандельштам в приверженности тоталитарному мышлению. Но именно ей принадлежит статья под названием «Свобода и своево¬лие». В ней отмечается, что своеволие, исследованное Достоевским, губит не только своевольца, но растлевает все вокруг, выжигает почву, несет всеобщее уничтожение. Разрушение и самоуничтожение — неизбежные следствия своеволия. По мнению Н.Я.Мандельштам, история первой половины XX в., прочтенная как разгул своеволия, отказавшегося, как ему положено, от всех ценностей, накопленных человечеством, является прямым следствием гуманизма, потерявшего религиозную окраску. Осудив практику тоталитаризма, мы, однако, не избавились от «болезни своеволия». Более того, мы сделали из недавнего опыта парадоксальные выводы. Кое-кому мнится, что, сняв с индивида «надчеловеческое бремя», мы построим гуманное общество. А вот предостережение Н.Я.Мандельштам: «Если исторический опыт нашей эпохи не поможет людям положить конец воинствующему своеволию, останется только совершить последний и логический шаг — самоуничтожение...» "

 


P.S.  У великих мужчин должны быть великие жены. Должны. Но, как правило, жены явно не дотягивают до уровня гения, с которым они живут. Примеров тьма: жена Моцарта Констанция, Натали Пушкина, Жозефина и Мария-Луиза — супруги Наполеона и т.д. В ряд если не великих, то равновеликих по духу и мужеству можно поставить жену Достоевского Анну Сниткину, Елену Боннер, сподвижницу Андрея Сахарова, и Надежду Мандельштам, жену Осипа Мандельштама. 
 

 

 

Категория: Биографии необычных людей языком блогера | Добавил: vkbond (01.05.2011)
Просмотров: 3473 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
/script>