Философия с улыбкой. «Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет»
«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет» Кун Фу-Цзы ( Конфуций). Любой человек, живущий вместе с черной кошкой, убежденно скажет вам, что это высказывание в корне неверно. Как минимум, в дословном понимании. Достаточно лишь зайти в комнату, где живет этот мистический зверь, споткнуться о сброшенную с полки стопку бумаг и оглядеться в поисках двух зеленых фонарей. Или же открыть дверь, обнаружить за ней идеальный порядок и понять, что такого существа здесь никогда не было.
Но стоит осознать глубину иносказательного мастерства Учителя Куна, говорившего вовсе не о проблемах поиска мелких домашних хищников, и его высказывание предстанет в другом виде – как тезис о принципиальной непознаваемости многих общечеловеческих вопросов, о том, что ответа на них попросту не существует.
Намного позже подобные идеи будут сформулированы и в Европе, Иммануилом Кантом, говорившем о невозможности познания вещи, не имеющей внешних проявлений. На первый взгляд такая постановка вопроса кажется безупречной. Действительно – каким бы ни был метод получения знаний, он нуждается в исходной информации. Научному анализу необходим отправной пункт, философской системе – фрагменты действительности, между которыми можно было бы установить связи, бытовому суждению – аналогия с имеющимся опытом. Итак два тезиса:
1. «Черной кошкой» мы назовем то, что никак себя не проявляет, а поэтому – не может быть познано. 2. «Черной кошкой, которой нет» – то, что никак себя не проявляет, поскольку не существует в этой действительности.
Однако здесь уже можно заметить следы избыточности. Имеем ли мы право разделять вещи, не оставляющие внешних проявлений, на существующие и несуществующие?Подходя с той же позиции – существование вещи уже несет в себе информацию о том, что в заданной ячейке заданной классификации не пусто. А раз есть передача информации – есть взаимодействие с внешним миром, есть явление. То есть – «кошка не совсем черна». Казалось бы, здесь есть недоговоренность. Можно предположить ситуацию, в которой мы вовсе не знаем, существует ли вещь или нет. Но и в этом случае имеется немало информации. Задав вопрос: «Есть ли кошка?» - мы фиксируем и классификацию, и ячейку в ней; а значит – определяем методы проверки того, пуста ли она. Не так важно, насколько сложны эти методы технически, собираемся ли мы искать кошку тепловизорами и емкостными датчиками. Методологически путь становится предельно ясен.А значит, тезис стоило бы сформулировать иначе. «Сложно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ты знать не знаешь ни о каких черных кошках». Казалось бы, тезис о принципиальной непознаваемости может найти свое место в истинных антиномиях. Ведь два противоречащих друг друга ответа на один и тот же вопрос – фактически то же самое, что и отсутствие какого бы то ни было ответа.
Тем не менее, тщательное исследование любого парадокса показывает либо различие на уровне классификаций («Сложно черную кошку в темной комнате, если в здании есть только лестницы и лифты»), либо ошибку в логике («Сложно найти черную кошку, пытаясь нащупать крылья»), либо вовсе – бессмысленность утверждения («Сложно найти черную кошку синего цвета»).
Вопрос о том – как о них узнать – мы пока оставим за кадром, а эта песня посвящается моим любимым кошкам и не только черным. Ж.Агузарова. "Про черного кота".
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.