Главные добродетели казака — честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков. Знать, где когда и за что воевал дед и прадед — дело чести. четырехвековая история общности вольных людей, всегда служивших Отечеству. Казачество есть явление более чем уникальное в истории человечества. Его неповторимая красота, его удивительный дух, всецело захватывают, преображают, придают новое невиданное качество человеческим душам. Казаки – это особая часть русского ( великорусского и малорусского ) народа, которая была рассеяна по селам, городкам, станицам, хуторам, которые являлись казачьими общинами, обществами. Отдельное село, хутор, станица объединялись вокруг конкретного храма. Казак – это, прежде всего православный человек, служит казачьему народу, а народ казачий - Родине.
К концу XVIII века после многочисленных политических побед Российской империи коренным образом изменились приоритеты развития отнятых у Турции земель. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход к Чёрному морю и Крым. На западе ослабленная внутренними смутами и частыми вторжениями соседних государств Речь Посполитая была на грани раздела. Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия запорожскмх казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. После неоднократных погромов казаками сербских поселенцев, а также в связи с поддержкой казаками Пугачёвского восстания, императрица Екатерина II приказала разрушить Запорожскую Сечь, что и было исполнено по приказу Григория Потёмкина об усмирении запорожских казаков.
Взамен этого в 1787 году из бывших запорожцев Григорий Потёмкин сформировал «Войско верных запорожцев». Благодаря значительной помощи вновь созданных казацких полков Русско-турецкая война 1787—1792 оказалась победной для России. В результате Ясского мира Россия территориально укрепила своё влияние на южных границах и империи были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. После заключения мира «Войску верных казаков запорожских» были предоставлены земли, полученные в результате войны, — вдоль побережья Чёрного моря между реками Днестр и Буг, а само войско было переименовано в «Черноморское казачье войско». Черноморским казакам были также пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение».
Куба́нское каза́чье во́йско ( кубанские казаки) — часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. Из линейцев в Кубанское войско вошли два полка. Первый это Кубанский полк, чьи казаки были потомками донских и волжских, переселившихся на среднюю Кубань непосредственно после вхождения Кубани в состав России в 1780-х годах. Второй - Хопёрский полк, донские казаки проживавшие между реками Хопёр и Медведица с 1444 года. Хопёрские казаки Войска Донского отличились 21 мая 1696 года , поучаствовав в разгроме турецкого флота, и 17 июля при взятии Азова, эта дата стала затем старшинством Кубанского войска, хотя ядром нового войска стали именно Черноморцы. Об истории их появления на Кубани и Тамани подробно изложено на этом сайте в статье История появления запорожских казаков в Приазовье , а если в двух словах, то Черноморцы возникли из Запорожцев , которые переселились в результате нескольких походов на кубанские земли. К ним присоедились и Задунайские запорожцы перехавшие в Приазовье в 1832 году. Так появилось Кубанское казачество, которое и сегодня остается верной данной в конце XVIII века присяге. Несмотря на то, что новое войско было значительно переустроено по стандартам других казачьих войск Российской империи, кубанцы смогли сохранить в новых условиях много традиций запорожцев, правда, сменив украинские шаровары на более удобную местную одежду: черкески и т. д.
В течении несколький тысяч лет, при помощи коня был создан особый тип человека.А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести. Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на биологическом уровне. На различных этапах существования казачества в его состав входили славяне, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Значение термина, позже ставшего этнонимом определяется как вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек, но главное в этом - вольный всадник. Казак на коне - символ казачества.
Казачество, бытовавшее на территории современной Украины, делится на 4 условные группы. Условные, что потому переход казаков из группы в группу был постоянный и весьма значительный.
Вот эти группы:
1). Запорожцы, изначально этнические черкесы, впоследствии растворённые среди выходцев из соседних народов. Поначалу это разбойничья республика, нечто похожее на пиратскую республику Тортугу. Запорожцы многократно побывали в составе Польши, России, Турции.После переселения на Кавказ, Запорожцы, став Черноморскими и Кубанскими казаками верно служили Российской империи на передовых рубежах .
2). Казаки левобережья Днепра, с 16 века входящего в состав Московского княжества. Эта казачья община принимала самое непосредственное участие в становлении Российской империи , ее развитии и защите.
3). Слободские казаки бежавщие из Правобережной Гетмащины от польского гнета в Московское княжество на свободные земли в те места, о которых писал Костомаров.Из них числа были созданы слободские казацкие полки, которые верно служили Российской империи.Своей империи!
4). Реестровые казаки на службе Речи Посполитой и защищавшие её интересы, в том числе воюя с Запорожцами. Они всегда были второсортной частью населения Польши с соответствующим убогим кругозором. По статусу они мало отличались от «быдла» , как именовали население современной Правобережной Украины польские паны.
Как мы видим, никто из этих казаков никогда не был носителем идеи «Независимой Украины», и привязка национальной идеи современной Украины к истории казачества ( І покажем, що ми, браття, козацького роду ) есть подтасовка исторических фактов. На картине внизу момент принятия решения об оставлении Запорожской Сечи по приказу Екатерины II.
Нежинский полк занимал левый берег Десны, начиная от м.Салтыковой Дивицы до впадения в Десну реки Ивотки и - оба берега Сейма, из его устья до впадения речки Клевени, которая служила восточной границей полка, и наконец - оба берега Остра (приток Десны), начиная от м. Мринадо истока этой речки. Местность Конотопской сотни начала заселяться в нач. второй четверти XVII в. и к концу этой четверти уже существовали - Конотоп и Липицкие поселения, т.е. с.с. Подлипное и Семяновка. Поселения в северо-восточном углу Конотопской сотни (Старая, Хижки, Озаричи) появились может быть и раньше, под защитою лесов, покрывавших берега Сейма.
Необходимо отметить, что первые организованные казачьи отряды на Стародубщине появились в середине XVI века. Московское правительство привлекало на службу «вольных» казаков и «охочих» людей. Однако массовое оказачивание населения Стародубщины пришлось на период освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого против польского владычества. Жители края вливались в реестровые казачьи сотни и в состав местных, организованных стихийно, «загонов самовольных казаков». Многие жители Стародубщины записались в казаки уже после воссоединения Украины и России.Дальнейшее развитие казачества на Стародубщине имело ряд специфических черт, характерных для левобережной Украины.
Историк Николай Костомаров писал: «Конотопская удача была явлением случайным и малозаметным, не имевшим никаких прочных последствий».Что же было тогда на самом деле?
А была Коното́пская би́тва — вооружённое столкновение 1659 года, один из эпизодов русско-польской войны 1654—1667 годов. Произошла недалеко от города Конотоп возле села Сосновка между русским войском князя Трубецкого и казаками украинского гетмана Выговского выступившего в союзе с крымскими татарами, которые составляли главную ударную силу его коалиции и поляками. На стороне Выговского был крымский хан Мухаммед-Гирей IV, который прислал почти 30-тысячную орду. Из различных восточно-европейских регионов подошли небольшие, но хорошо вооруженные отряды – всего до 4 тысяч наемников (в основном поляков из хоругви Андрея Высоцкого, а также сербов, валахов, венгров, молдаван и немцев). У самого гетмана под рукой было 10 полков (более 16 тысяч казаков).Уже спустя два месяца после битвы украинские казаки взбунтовались против Ивана Выговского. Один за другим казацкие полки стали переходить на сторону Москвы. При этом первым присягу царю принес Нежинский полк, тот самый, который упорно защищал Конотоп от армии Трубецкого. Выговский бросил гетманскую булаву и бежал в Польшу, где позднее был расстрелян поляками по подозрению в измене. Украина сделала свой выбор, она предпочла Москву Варшаве.
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.