Главные добродетели казака — честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков. Знать, где когда и за что воевал дед и прадед — дело чести. четырехвековая история общности вольных людей, всегда служивших Отечеству. Казачество есть явление более чем уникальное в истории человечества. Его неповторимая красота, его удивительный дух, всецело захватывают, преображают, придают новое невиданное качество человеческим душам. Казаки – это особая часть русского ( великорусского и малорусского ) народа, которая была рассеяна по селам, городкам, станицам, хуторам, которые являлись казачьими общинами, обществами. Отдельное село, хутор, станица объединялись вокруг конкретного храма. Казак – это, прежде всего православный человек, служит казачьему народу, а народ казачий - Родине.Идеальный казак должен был служить своей родине и вере как воин. Показательно, что большинство церквей в казачьих регионах были посвящены воинам-святым (Георгию Победоносцу и Александру Невскому).
Казак всегда готов понести воинский крест, защищая границы её, если есть на то воля Божия, благословение Церкви. Казаки – это не отдельная народность, это один из органов народного организма, к тому же находящийся ближе к сердцу. Это носитель духа, ведь сердце – это носитель духа и души человека. Казачество — братство людей, объединённых особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.
Война в ментальности казаков осмысливалась как сакральное явление, центральной точкой которого являлось сражение и бой. Война и вражда находились у истоков мира, поэтому сам исторический процесс мог мыслиться как разворачивание в разных проекциях столкновений, сражений, ведущих к совершенствованию духовного в человеке и изничтожению материального, плотского.Сражение разворачивалось перед лицом Бога, который, в зависимости от благочестивости воина, прощал ему грехи или наказывал за недостойное поведение.
Считалось, что казаки общались напрямик с Богом во время схватки. С другой стороны: весь образ жизни казака представлял собой подготовку к войне, включающую в себя умение в совершенстве владеть верховой ездой, всеми видами оружия и ведение боевых действий. Казаки могли перепрыгивать через лошадь на полном скаку, скакать на лошади, стоя в седле на голове, переползать под брюхом лошади и др. Сила удара казачьей шашкой была такова, что отдельные казаки во время сабельного боя могли перерубить человека пополам от плеча до ягодиц.
Казака с детства готовили к военной жизни. Буквально с пеленок проводились ритуалы в посвящение воина-казака. После рождения как можно скорее старались окрестить ребенка в церкви. После крещения до исполнения ребенку года жизни мать купала его каждый день с наговорами: на крепость, на здоровье, на удачу. Ставили обереги: от врагов видимых и невидимых, от пуль, стрел, меча и т.д. Когда у младенца прорезался первый зуб, отец и мать несли его в церковь, заказывали молебен Иоанну-воину. Вернувшись из церкви, отец сажал сына на коня и наблюдал: если ребенок хватался за гриву, значит можно проводить учение дальше и из него получиться казак, если заплачет, упадет с коня - быть убитому. На первый взгляд, очень жестоко, на самом деле, это была суровая реальность. Один из основных законов казака - это не бояться за себя в бою. Если испугался - погибнешь. Отец сыну наказывал: "Не страшись смерти, страшись конца бесславного!". Это была не безрассудная храбрость, потому что девизом казаков был древний девиз: "За други своя!" - т.е. в бою беречь жизнь друга. Конь казака тоже был верным другом ему. Казака без коня трудно себе представить ! Казаки отвечали друг за друга, и не было "святее уз товарищества". Не секрет, что воины перед ответственной битвой молились, укрепляли свой дух заговорами, оберегами и молитвами, Сохранился текст молитвы, которая по поверью забирала силу у противника: "Облачусь пеленой Христа, кожа моя - панцирь железный, кровь - руда крепкая, кость - меч булатный. Быстрее стрелы, зорче сокола. Броня на меня. Господь во мне. Аминь".
В народных воззрениях погибшие казаки уходят в небесные станицы, составляют там небесное воинство, охраняют райскую дорогу. Благочестие воина указывало на его внутреннюю чистоту, на то, что он следует в своих поступках Правде и Вере. Таких казаков в старину запорожцы называли «святошами», таким казакам ставили на могилах пики с белым флажком, как знаком чистоты. Правда и Вера являлись залогом бесстрашия и защитой от смерти. Отречение от мирской жизни во время войны составляет важную характеристику воинов, тем самым сражение превращается в подобие молебна. Перед боем казак крестился и молился молитвой Иисуса Христа в час распятия: «Отче! В руки Твои предаю дух мой»
Сражение, происходящее в действительности, есть лишь отражение Священной битвы, битвы космических сил, которая уже некогда произошла, и которая будет повторяться вечно, тем самым постоянно восстанавливая сакральный порядок, при этом это и отражение вечной битвы внутри самого человека. В священном пространстве боя, в моменты «сакральной одержимости» казаки «приобрели отвагу до безбоязненности смерти, или точнее, до любви к смерти». Оружие и Земля в народных казачьих воззрениях составляют сакральную триаду вместе с Крестом, и обозначают три важных священных для казака предмета: Крест, Шашку и Землю, как отражение трех таинств бытия – тайны обетования Божия, тайны смерти (погребения) и тайны Рождения (брака).
Вот оценка, данная казаку-воину английским полководцем Робертом Вильсоном еще за 2 года до войны с Наполеоном: "Казаков и их лошадей, по крепости сложения, можно назвать железными: никакой труд, никакая погода, никакая неудача не останавливают их деятельности, не ослабляют их службу. Между простыми казаками часто встречаются люди рыцарского духа и исполненные чувства чести. Многие из них могли бы быть украшением даже рыцарского века, и были бы достойны памяти в потомстве по их знаменитым подвигам верности и мужества".
Но следует заметить, что западное средневековое рыцарство, прославившееся грабежами, насилием и угнетением мирного земледельческого люда, ничего общего с идеей казачества не имеет. Казачество стояло за свою свободу, за права обиженных и угнетенных, за свои земли и за свою веру, никому не навязывая ее и насильно не обращая в нее неверных, между тем как в западном рыцарстве цель была совсем другая, а именно – порабощение мирных и беззащитных граждан и распространение католицизма мечем среди славян и литовцев, т.е. цель отрицательная.
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.