Герб О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Биографии и статьи.
Герб
Главная | Каталог статей | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Вторник, 03.12.2024,22:55

Меню сайта


Категории раздела

Биографии ветвей семьи Дедусенко [11]
Биографии семей или людей связанных с семьей Дедусенко [11]
Статьи об истории казачества [8]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Статьи об истории казачества

История появления запорожских казаков в Приазовье и на Кубани

История появления запорожских казаков в Приазовье

 
     
 
  В 17 веке запорожцы выглядели так. Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Я эту всем известную картину выбрал потому ,что в то время селфи  еще не делали, а лучше Репина никто не передал сущность запорожцев. Да и рисовалась картина из лиц , в том числе, и из моих земляков.   



 Есть историческая версия, что Запорожское казачество, образовавшее затем костяк Кубанского казачьего войска состояло частью из потомков некогда уведенных из района Бештау или Пятигорья черкесов. Записи Броневского ( Семён Михайлович Броневский (1763—27 декабря 1830) — участник русско-персидской войны 1796 г., директор Азиатского департамента МИД Российской империи, Феодосийский губернатор, историк Кавказа ) проливают свет на эту проблему. Ссылаясь на архивные и литературные источники; он пишет: "В 1282 г., Баскак Татарский, из Курского княжества, призвав из Бештау(Пятигорья) черкесов, населил ими слободу под именем казаков. Но они учиняли разбои и грабежи,пока наконец, Олег, князь Курский, по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежались. Эти последние, совокупляясь с русскими беглецами, долгое время чинили разбои. Многолюдная их шайка ушла в г. Канев к Баскаку, который назначил им место прибывания ниже по Днепру.  Тут построили они себе городок и назвали его Черкасск-на-Днепре,по причине, что большая часть из них были породою черкасы, составя разбойническую республику которая прославилась потом под именем Запорожских казаков...". 
      Эту мысль С.Броневский подчеркивает еще раз: "В XIII в. черкесы овладели Керчью в Крыму, делали частые набеги,как на этом полуострове, так и в других странах Европы. От них (то есть черкесов) произошли эти шайки казаков, в то время появившихся. Русская летопись XV в. свидетельствует: "В скором времени столько их умножилось, что от Буга до устья оного казаки-черкасы свои селения распространили". Когда турецкое войско в 1569 г. приходило под Астрахань, тогда призван был с Днепра из черкас князь Михайло Вишневецкий с 5000 запорожских казаков, которые, объединившись с донскими казаками, великую победу над турками одержали. Из сих черкасских казаков большая часть осталась на Дону и построили себе городок, назвав его Черкасск-на-Дону,что и было началом заселения донских казаков. Вероятно, что многие из них возвратились также на родину свою к Пятигорью (Бештау)" . В переводе с тюркского языка черкасы означает "люди армии", т.е. профессиональные военные. 
 


      В Приазовье были основаны Раздоры, здесь обосновалось Донское Казачество. Раздорский городок в середине XVI-первой половине XVII в. представлял собой укреплённый военный лагерь. В нём жили вооружённые казаки, готовые и любую минуту по выстрелу вестовой пушки или по удару вестового колокола отразить вражеский набег. Подступы к городку прикрывали сторожевые посты с вышками. Эти посты располагались по высоким правобережным склонам и на курганах равнинного левобережья. Таким образом, Раздоры, длительное время представляли собой аванпост донского казачества в борьбе с татарами и турецким Азовом.
 
 
     Донские и Запорожские казаки дружили, вместе воевали, а в 1636 году совместными силами отбили у турок город Азов, которым владели в течение нескольких лет. Дружба не только по крови,а еще и по интересам.   
    Вот цитата из описания битвы за Азов : "Лодки быстро приближались. И вот уже стали отчетливо видны легкие казачьи чайки. Это были запорожцы. Две тысячи запорожцев пришли на помощь своим братьям-донцам. На передних чайках сидели музыканты, и неслись над рекой звуки музыки.
   Что это? - воскликнул Ибрагим паша. - Куда они идут, ведь город уже обречен, мы возьмем его за несколько дней! Они что, сумасшедшие?! Это же безумие! А запорожцы уже причаливали и вываливались на берег. Трепетали на ветру запорожские бунчуки и православные хоругви, гремела музыка. Запорожцы шли в обреченную крепость, которая должна была вот-вот пасть. Сотня за сотней, курень за куренем, они шли на виду у всего несметного турецкого войска, разодетые в яркие новые зипуны и свитки, одетые на битву как на пир. Распахнулись ворота, и навстречу им хлынуло Всевеликое войско Донское, и два великих казачьих войска встретились. Ведь недаром еще три года назад, на большом казачьем кругу оба войска клялись в верности и обещали помогать друг другу, и на том крест святой целовали. Вышли на середину два атамана и троекратно, по-русски поцеловались. "Любо, любо!" - загремело вокруг, и полетели вверх тысячи казачьих шапок. С удивлением и ненавистью смотрели турки на братание казаков."
      
 Общего в культуре донских и запорожских казаков значительно больше чем принято думать. И те, и другие формировались в степях, под воздействием славянской и степной культур, и, отчасти, культур народов Причерноморья и Северного Кавказа. Может быть, благодаря этому, значительное большинство запорожских казаков легче претерпело руину Сичевой республики в 1775 г. и примирилось с русскими виновниками своего несчастья.   Прочем виновниками были и они сами. Славные запорожцы тоже, как говорится, разложились. Время смелых походов для них закончилось. "Чаек" больше не строили, о дальних пиратских набегах на Кафу и Стамбул даже не мечтали. В основном казаки занимались теперь рыбной ловлей и разведением скота, а самыми великими подвигами считали угон табуна  у пограничных ногайских татар или гайдамацкий набег на соседнюю польскую Правобережную Украину. Даже столица их производила весьма жалкое впечатление.

В 1766 году ее описал русский чиновник Василий Чернявский, заметивший, что "Запорожская Сечь есть небольшой палисадником огороженный город, заключающий в себе одну церковь, тридцать восемь так называемых куреней и до пятисот казачьих, торговых и мастеровых домов". Находилась она всего в пятнадцати верстах от крымской границы. Но ни татары наших "православных рыцарей", ни они татар особенно не задирали.  Но, взамен сражений с татарами например, казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. К тому же, запорожские казаки участвовали в восстании Пугачева. Ну а главным мотивом была ненужность толпы вооруженных и неупраляемых людей на уже мирной территории, да и времена казачьей вольницы, как это не печально, тогда уже минули.   Наиболее стойкие запорожцы после ликвидации Сечи, ушли в Турцию, причем многие очевидно,из-за общности веры, поскольку они были частично не славянского происхождения. Другие остались на местах в надежде приспособиться к новым условиям политической жизни. К султану идти не хотели, потому что в памяти хранилась трехсотлетняя борьба с Турками. Пришлось смириться с неизбежностью и склонить головы перед Русской царицей.    
 

 Уже в 1787 г. Казаки, оставшиеся в пределах сичевых земель, бились на стороне России.Войско верных казаков проявило себя в турецкой войне 1787-1791 годов. Запорожцы участвовали во всех ключевых сражениях, в том числе взятии Березанской крепости, Тульчи, Исакчи, Аккермана, Измаила, штурмах Очакова и Хаджибея, битвах под Бендерами и Мачине. Но и после этого Запорожцы не получили обратно свои старые днепровские земли. Но зато в благодарность за усердную службу Потёмки отвёл Запорожцам для поселения земли по берегу Чёрного моря между Бугом и Днепром. Всего за два года казаки основали на этой территории 25 поселений, где проживали более 5 тысяч мужчин и 4,5 тысячи женщин.И стало это войско уже Черноморским. 

 А днепровские земли, стали теперь Новороссией, хотя никакого физического разрушения Новой Запорожской Сечи в 1775 г. не было. Все строения сохранились и продолжали служить по назначению новым переселенцам. Бывшую последнюю Запорожскую Сечь превратили в город Покровск. Несомненно и то, что ликвидация Новой Запорожской Сечи в 1775 году и основание Екатеринослава сначала на Кильчени в 1776 - 1777-м, а затем на Днепре в 1787-м тесно связаны между собою, а это значит что на месте старого организма вырос молодой и могучий новый!   «Новая Америка», «Американский Восток», «Маленький Массачусетс» - так называли Екатеринославщину наши предки – его жители в начале ХХ ст., когда их мирный, почти вековой сон, прервал свисток локомотива и гудки огромных металлургических заводов, дававших верный кусок хлеба тысячам рабочих рук и огромные капиталы наиболее предприимчивым его гражданам. Все, что было живое, молодое, здоровое, ринулось в Екатеринослав, который притягивал к себе чарующим электрическим светом и трамваем, зеркальными витринами новомодных магазинов, синематографом и другими искушениями, присущими фантастически быстро растущему городу. Екатеринослав растет почти сказочно и становится городом-миллионером слава о котором «повсюду слышна».  
 
 

    Таким образом весь край перешел в чужие руки, а имя Запорожцев, было убрано с исторической сцены одним росчерком царского пера. На их место призваны к жизни Черноморские Казаки. Запорожские, Черкасы, оставшиеся еще на Днепре, объявлены «казачьим сословием». Запорожское казачество было распущенно каких-либо без репрессий и без капли крови. Бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки.
     Но трем казакам самого высокого ранга , Екатерина не простила прежние обиды: Петр Калнышевский - атаман, Павел Головатый -судья и Иван Глоба-писарь за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба их разнообразна, например, Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии Александра I уже сам " не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины". Судя по всему он достиг той духовной свободы, которой жаждет всякий православный христианин, а особенно такой религиозный как Калнишевский. Это была не прихоть старика-атамана. Он просто поступил согласно давней традиции, существовавшей на Сечи: доживать своей век в монастыре каком-нибудь тихом монастыре.

 

    Через два года русские власти порешили переселить запорожцев на новые места и первым шагом к этому мероприятию послужило высочайшее пожалование Черноморским Казакам Тамани и Приазовья с правым берегом Кубани «от устья ее к Усть-Лабинскому редуту».  Это случилось после того, когда война с Турцией закончилась успешно для русского оружия. Черноморцы начали ходатайства о выполнении обещания императрицы, переданного им через умершего недавно князя Потёмкина. В 1792 году во главе казачьей делегации войсковой судья Черноморского казачьего войска Антон Головатый отправился в столицу с целью вручения Екатерине II прошения о предоставлении земель Черноморскому казачьему войску в районе Тамани и «окрестностей».Старшины и простой казацкий люд глубоко уважали своего «батька» Головатого, о нем даже сочинили присказку-поговорку, которая больше века жила в народной кубанской речи: «Знае об тим Головатый Антон: вин нам голова, вин наш и батько – вин нам поголыв головы гладко!» (то есть снова сделал нас казаками ).
 

 Головатый просил выделить войску земли не только в Тамани и на Керченском полуострове (на что уже было дано согласие Потёмкиным ещё в 1788 году), но и земли на правом берегу реки Кубань, тогда ещё никем не заселённые. Царские сановники выговаривали Головатому: «земли много требуете». Но Головатый не зря был выбран в уполномоченные — его образованность и дипломатичность сыграли свою роль в успехе предприятия — на аудиенции у «просвещённой монархини» Головатый говорил на латыни    и сумел убедить Екатерину во всеобщей пользе от такого переселения, но ходят слухи ,что он добился земель путем взяток и обольщения окружения императрицы. У нас это в крови.  Черноморским казакам были пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение»,как бы в память того, что Приазовье некогда служило прародиной их предков — Черкасов.

 

 
    Грамота от 30 июня того же года содержала изложение казачьих прав и обязанностей с этими правами связанных: "Верного Нашего Войска Черноморского кошевому атаману, старшинам и всему Войску Нашего Императорского Величества милостивое слово. Усердная и ревностная Войска Черноморского Нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманской войны, храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, ненарушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие Войско, по Воле Нашей, покойным генерал - фельдмаршалом, князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое Наше внимание и милость. Мы потому желая воздать заслугам" Войска Черноморского утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способов к благополучному пребыванию, всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение, состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли. С прочих же сторон разграничение указали Мы делать генерал-губернатору кавказскому и губернаторам Екатеринославскому и Таврическому через землемеров, обще с депутатами от Войска Донского и Черноморского.Все состоящие на упомянутой нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли, остаются в точном и полном владении и распоряжении Войска Черноморского, исключая только мест для крепости на острове Фанагории и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые для вящей Войску, и особливо на Случай военной безопасности, сооружены быть имеют. Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских."
 
    Получив указ, казаки сразу же начали переселение на пожалованные земли. 16 августа 1792 года из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра, включавшая в себя казачью флотилию из 50 канонерских лодок и одной яхты под командованием Саввы Белого, бригантину «Благовещенье» и 11 транспортных судов. Отряд высадился в Тамани 25 августа 1792г., всего 3 247 человек. Этот день можно считать началом фактического занятия пожалованной земли.
 
 

     К 1793 году черноморцы в составе 40 куреней (около 25 тысяч человек) переселились в результате нескольких походов на кубанские земли.
 
 
 


     Главной задачей нового войска стало создание оборонительной линии вдоль всей области и развитие хозяйства на новых землях.  Войско должно было нести постоянную сторожевую службу, охраняя границу от нападений адыгов. Состав войска несколько раз пополнялся новыми массовыми переселениями. В 1801 году в войске уже было 32 609 душ обоего пола. Так, в 1808 году переселились к черноморцам 500 буджакских казаков (бывших запорожцев, вернувшихся из Турции, куда они ушли после разорения Сечи). В 1809-1811 было переселено свыше 23 000 душ, в 1821-1825 свыше 20 000 душ, и последняя волна переселений произошла в 1845-1859 гг.; всего на Кубань были переселены из Малороссии более 100 тысяч человек. К концу 60-х гг. на территории войска уже существовали 3 города, 1 немецкая колония, 63 куренных поселения и до 3000 хуторов. Общение между собой производили на балачке - диалекте малороссийского языка . Благодаря этому самый большой процент украиноязычных в РФ именно на территории Кубани. 
 
 

    12 июня 1812 г. громадная армия Наполеона I без объявления войны переправилась через Неман и начала вторжение в пределы России. Патриотический порыв охватил всю страну, всколыхнул и кубанцев. Одни записывались добровольцами в армию, другие жертвовали на ее нужды деньги.В Отечественной войне участвовали лейб-гвардии (т. е. царской гвардии) казачья сотня черноморцев, 9-й Черноморский пеший полк, преобразованный позже в Сборный Черноморский конный полк. 15 июля на глазах у ошеломленного французского императора черноморцы вместе с русскими гусарами уничтожили конно-егерский полк, две стрелковые роты и захватили батарею врага. Это остановило на время наступление французов. Участвовали черноморцы и в знаменитом Бородинском сражении. В боях под Тарутино 6 октября казачий полк генерала В. В. Орлова-Денисова, в состав которого входили и черноморские гвардейцы, зашел в тыл противника, вызвав у него панику. Казаки захватили 20 пушек, много пленных и французский обоз. Преследуя отступающую армию Наполеона, казаки наводили ужас на неприятеля. 28 октября возле деревни Ляхово они разгромили французскую пехоту и захватили в плен генерала Ожеро.Не менее успешно воевал в это время и 9-й пеший Черноморский казачий полк, который участвовал в преследовании бегущей наполеоновской армии на территории Польши и Франции. Вот Черноморцы в бою с французами.
 

    19 марта 1814 г. гвардейская Черноморская казачья сотня, сопровождая русского императора Александра I, под торжественные звуки победного марша в составе императорской гвардии вошла в побежденный Париж.В 1814 году в Париже козаки уже выглядели примерно так.   

 

     


    В Европе казаки,  появившись в Берлине и в Париже в 1814 году,  вызвали необыкновенный интерес немцев и французов, в том числе и своей одеждой. «Первый шаг юного казачьего офицера в Пале-Рояле» Художник попытался изобразить разнообразие казацких одежд.    
 
     

     Черноморцы дали начало кубанским казакам. О них по ссылке "Очерк по истории кубанского казачества" Но вернемся к казакам Приазовья. Кроме Черноморцев там обитали и Азовцы. Азовское войско возникло с переходом части задунайских запорожцев в количестве 1500 человек под предводительством кошевого атамана Осипа Гладкого в 1828 году из турецкого в русское подданство. Из перешедших казаков был сперва образован дунайский казачий полк, а по окончании турецкой войны император Николай I предоставил Гладкому выбирать свободную землю в южных пределах России. Казаки на раде решили присоединиться к черноморскому войску, но Гладкий не нашел или не захотел найти свободной земли на Кубани и привел казаков на северную сторону Азовского моря, между Бердянском и Мариуполем. До 1831 года войско носило название «отдельного запорожского войска». а после этого Азовским войском. Распущено в 1865 году.

Город Азов к Азовскому войску не имел прямого отношения, за исключением того и войско и город входили большую часть 19 века в состав Екатеринославской губернии ( тепер Днепропетровская область ,Украина ). Ирония судьбы!  В 1888 году Азов вошел в состав Войска Донского в качестве центра гражданского округа.Вот герб города.

 

     Город возник на месте  поселения античного времени (последние века до нашей эры - начало нашей эры). В X - XI веках входил в состав Тмутараканского княжества Киевской Руси. Около 1067 года захвачен половцами о чем и говорит первое летописное упоминание города как Азова ( хан Азак или Азув ). В XIII-XV веках городом владеют монголо-татары. В 1395 году Азак (Азов) разрушен войском Тамерлана. В 1637 году захвачен донскими и запорожскими казаками. неоднократно подвергался осаде турецких войск. В 1696 году Пётр I захватывает Азов. Окончательно присоединён к России в 1774 году.      Тогда Азов становится административным центром одноимённой провинции, а в 1782 году входит в состав Екатеринославского наместничества. В связи с перемещением границ России на Кубань значение крепости Азов уменьшилось, поэтому в 1810 году его преобразовали в посад Ростовского уезда.   Вновь военной крепостью город сделался в середине XIX века во время Крымской войны. В Азове разместили склады с продовольствием и обмундированием, установили артиллерийские батареи, провели фортификационные работы. На рейде постоянно несли вахту корабли гребной флотилии. В 1855 году казаки Азова переставили в фарватере сигнальные огни, посадив тем самым на мель английский корабль "Джаспер".  Вот это событие на картине.
 

     После войны Азов вновь стал маленьким провинциальным городком. Таким он и остался до начала XX века. Даже строительство железнодорожной ветки Батайск-Азов не изменило его унылой жизни. В городе работало несколько кустарных мастерских и небольших заводиков. Торговля рыбой и хлебом приносила городу основную, довольно значительную прибыль. Так, например, накануне Первой мировой войны из Азова было вывезено 20 млн. пудов хлеба. Казаки окончательно превратились в фермеров и рыбаков. А наши предки уже из фермеров стали учеными, офицерами и революционерами.  
 

   Вот что мне пишет из Елизаветовки господин Рубан С.С. (vkbond)

  "Я родился и живу в Елизаветовке 50 лет.К сожалению основательно заниматься историей села и своего рода начал очень поздно. К сожалению уже почти нет никого кто может рассказать о былом величии слободы Елизаветовка.Так только пересказы детей и внуков тех кто жил до революции. Достоверной истории нет. А то что есть изуродовано коммунистической идеологией. Я сам инженер по образованию. Работаю в сельском хозяйстве. Атаман казачьего ощества "ст Елизаветовка" Всевеликого Войска Донского. Также являюсь старостой прихода Успения Божией Матери который мы организовали после полувекового отсутствия Храма в селе. Престол освятили 4 февраля этого года. Сейчас наш Храм находится в бывшем здании Земельного банка.У нас живут ваши родственники.Мы помним и нашли фундаменты мельницы Дедусенко, а на месте дома Дедусенко будем строить новый храм Успения Божией Матери. К сожалению архивов о селе практически не осталось. Говорят что они сгорели в годы ВОВ. Но я также узнал что много утерялось в восьмидесятых годах 18 века когда Елисаветовка перешла из Екатеринославской губерни в Область Донскую. Однозначно казачье поселение образовалось на месте села в начале 19 века когда была определена граница Войска Донского. И ещё долгое время ею была пограничная река. Первыми поселенцами были неженатые безземельные казаки которые селились на островах которых несколько вокруг, из имущества у них был конь да оружие да камышовый шалаш.Таких на Дону звали Бурлаками".

История Село Елизаветовка Азовского района Ростовской области ( из интернета ) .

Основано село в 1731 году. Называлось оно тогда Бурлаковка (Бурлацкое). Название оправдывалось родом трудовой деятельности местных жителей: на реке Ее, судоходной в то время, предки нынешних сельчан бурлачили — тянули бечевой вверх против течения баржи, тяжелые барки, каюки. Кормили сельчан река, изобиловавшая рыбой, и земля. Первыми жителями Бурлаковки были переселенцы из Запорожской Сечи и деревень Воронежской, Рязанской, Орловской и других губерний.С 1888 года входила в Ростовский округ Области Войска Донского. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона написано, что "Елизаветовка — слобода Ростовского окр., обл. Войска Донского, в 86 верстах от Ростова на речке Ее. Дворов 652, жителей 5048. Церковь, церковно-приходская школа. Главное занятие жителей — рыболовство".
В ревизской сказке с.Елисаветовки на 1816 год указаны следующие группы населения: однодворцы (83 мужских и 80 женских душ) в том числе назван выходец из Курской губернии К.И. Кобызев (приписан к селу в 1812 году); казенные поселяне (бывшие беглые) выходцы из Бахмутского уезда, причисленные к селу по Указу Екатеринославской казенной палаты в 1814 году. В селе также числились малороссийские (украинские) казаки – 794 души, но в 1815 году 24 казака с семьями из Новомирского уезда были возвращены на прежнее жительство в с.Знаменовку. Нашлось в Елисаветовке место и войсковым обывателям – 135 душ. Число же казенных крестьян оказалось невелико – 20 мужских и 7 женских душ. Таким образом, в Елисаветовке в 1816 году проживало около 1300 человек обоего пола. В 1816 году в Елисаветовке открывается первый храм (прежде был молитвенный дом) во имя Христа Спасителя. Церковь построена в на средства прихожан. В состав прихода входили близлежащие частновладельческие селения Сонино, Машино, а до 1890 г. и Отрадовка, Григорьевка, Царедар и Платоновка. (Принадлежавшие помещикам Ковалинским.)

 
Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Елизаветовка,Азовский района Ростовской области,
 
 
 
Категория: Статьи об истории казачества | Добавил: vkbond (28.06.2009) | Автор: История запорожских казаков
Просмотров: 34995 | Комментарии: 4 | Теги: запорожцы, кубанцы, казаки, козаки, азовцы, донцы | Рейтинг: 5.1/9 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
comments powered by HyperComments