В течении несколький тысяч лет, при помощи коня был создан особый тип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести. Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на биологическом уровне. Человек, испытывающий страх, выделяет муравьиную кислоту, которую и улавливает острое обоняние коня . Потому конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.
На различных этапах существования казачества в его состав входили славяне, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Значение термина, позже ставшего этнонимом определяется как вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек, но главное в этом -вольный всадник.
«Трудно найти что-нибудь более органично, чем союз казака и лошади, разве что мать с младенцем могут поспорить с оным», - замечал в XVI и веке западноевропейский летописец.
Действительно, казаки, которое проводили больше половины своей жизни в походах, ценили своего коня, любили его. относились с большой нежностью, доверяли им самые сокровенные тайны и делились с ними душевными переживаниями. Донские казаки считали,что “У коня душа человечья” и ему нельзя врать : «Не бреши жене на базу, а коню в дороге”. Кони также отличались особым отношением к своим хозяевам. Известный историк запорожского казачества Дмитрий Яворницкий писал о лошадях запорожцев, что «те были наделены чрезвычайным умом, силой и выносливостью»: Крикнет, бывало, запорожец лошади« ползи », то он протянет передние ноги вперед, а задние назад, и ползет. А как услышит свист казака, то сразу помчится к нему ». Слаженность казака и коня была такая, что казаки могли перепрыгивать через лошадь на полном скаку, скакать на лошади, стоя в седле на голове, переползать под брюхом лошади и др. В сабельном бою такой конь казака лягал и кусал коня врага. В перестрелке тело коня служило защитой для казака. Смертельно раненый басурманской саблей или пулей, казак просил коня - своего верного друга - «рассказать» о гибели хозяина в Сечи или на хуторе семье.
В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается ночами на Дон, и приходит прямо на баз своего хозяина и этим дает знать родным козака, что нет того на белом свете.
Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом кубанского или донского казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.
Казачьи песни - народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России и современной Украины. На сложение казачьих песен оказали влияние российские и украинские народные песни и думы, северокавказская музыка, а также авторские произведения российских композиторов. Круг песен делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, кубанские,запорожские, терские, уральские и т. п. Среди них немало песен в который поспевается казачий конь . Вот и на самой популярной народной картине, которая украшала в древности каждую казацкую хату - «Казак Мамай», казак он изображен с кобзой и конем. Изображение коня есть почти на всех картинах "Казак Мамай", так как без коня невозможно представить казака ни в мирное, ни в военное время А поет Мамай конечно о своем коне.
Например песню «Любо, братцы, любо». Сюжет близок этой песни к более древней песне «Чёрный ворон»: смертельно раненый в бою казак прощается с жизнью. Казачья песня "Любо,братцы, любо" звучит в исполнении Жанны Бичевской.
Теперь Вы можете посмотреть очень красивую композицию из казачьей песни "Любо,братцы, любо" в том же исполнении и кадров из кинофильма ""Тихий Дон ", но не забудьте выключить плеер,если музыка еще идет. И не забудьте включить звук на виодеоплеере. И после просмотра видео загляните в конец этого поста. Рай для лошадей!
В забытом храме встану у порога
И подойду тихонько к алтарю.
Я так давно хочу спросить у Бога:
- Спаситель, есть ли лошади в Раю?
Может быть лошадиный рай такой?
А может быть кони превращаются в мудрых единорогов. И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты. Единорог - символ волшебства. Его магические силы также легендарны. Его рог тверже самого прочного алмаза, он способен нейтрализовать яды. А слезы единорога могут исцелять как физические раны, так и горести сердца. В сочинениях средневековых христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии.
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.