Герб О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Биографии и статьи.
Герб
Главная | Каталог статей | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Понедельник, 25.09.2017,04:47

Меню сайта


Категории раздела

Биографии ветвей семьи Дедусенко [8]
Биографии семей или людей связанных с семьей Дедусенко [10]
Статьи об истории казачества [8]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Биографии семей или людей связанных с семьей Дедусенко

"Огонь, мерцающий в сосуде". Памяти моего двоюродного старшего брата Виктора Георгиевича Гаврилова посвящается....

Виктор Георгиевич Гаврилов

Начало темы по ссылке :  "Художник-педагог Виктор Георгиевич Гаврилов. Биография и воспоминания родных о нем"

Кем был Виктор Георгиевич Гаврилов ? В первую очередь сложной и многогранной личностью. Он был талантливым художником, педагогом, отдавшим сорок лет воспитанию молодёжи в Львовском институте декоративно-прикладного искусства и Белорусской государственной академии искусств. Одарённым теоретиком, кандидатом искусствоведения, Мастером, заложившим основу производства белорусского фарфора. Дизайнером, общественным деятелем. Ветераном Великой Отечественной войны. И очень обаятельным, открытым человеком.

 

 

Конечно, все начиналось с семьи. Отец его, Георгий Тихонович, обладал хорошим голосом, брат Володя имел склонность рисованию - и оба они пали смертью храбрых в годы Великой Отечественной. Первым из семьи погибает Г. Гаврилов, закопанный немцами заживо в могилу ,как коммунист и командир, в первые 2-3 дня войны на самой границе Союза в г.Рава-Русская. Старший брат Виктора-Володя будучи в эвакуации в Узбекистане вместе с моей мамой, его родной тетей, тайком уходит добровольцем на фронт и погибает смертью храбрых в чине рядового в первой же атаке.Вот на фото мама Виктора -Прасковья Климентеевна Гаврилова (до замужества Гришина) ,его отец Георгий Тихонович Гаврилов, брат Владимир Георгиевич Гаврилов и сестра Тамара Георгиевна Бережная.

 

             

 

             

 

Родился Виктор Георгиевич 14 июля 1927 года на Украине, в шахтерской Горловке. Его отец был двадцатипятитысячником, которого как молодого коммуниста то и дело перебрасывали из одного населенного пункта в другой для борьбы с врагами новой власти. Естественно, семья кочевала с ним. Таким образом, Виктор еще в отрочестве повидал всю восточную Украину. В 1939 году их семья перехала во Львов по новому месту службы отца Виктора. Следует подчеркнуть, что к изобразительному творчеству Виктора влекло с 14 лет - именно с того времени, когда его окружили во Львове фанатичные, преданные искусству личности, в том числе Иван Скобало, Владимир Патык, Михаил Захарчишин.

  Вместе с ними в период немецкой оккупации Виктор ухитрился сдать экзамены в так называемую частную академию художеств, которая открылась во Львове и в которой преподавали известные педагоги из Венгрии, Чехии, Польши.Мне брат говорил,что в этом учебном заведении рисовали даже обнаженную натуру. И это в войну .Об этом периоде в жизни брата много написано в моей статье  "Биография семьи"

 В 1944 году Виктора призывают в Красную Армию, где он прослужил целых девять лет. Сначала в военных лагерах на Волге, где чуть не умер от истощения. И еще успел принять участие в боях под Кенигбергом. Вот он в 1945 году. Еще по сути мальчишка... 

 Это были нелегкие годы. Армия выработала в Гаврилове те редкие чувства ответственности, достоинства и самоуважения, которые ему так пригодились в жизни. Несмотря на то,что его дядя в то время был генерал-полковником, начальником управления боевой подготовки Сухопутных Вооруженных Сил СССР , Виктор служил простым сержантом. Хотя дядя бывал у нас и виделся с Виктором. Дядя предлагал конечно военное училище и помощь в продвижении по службе,но Гаврилова манило только исскуство. В последние годы армейской службы Виктор заканчивает среднее образование, что давало ему возможность поступать после демобилизации во Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Однако при поступлении он выбрал не живопись, которую очень любил, а редкую для того времени специальность художественную керамику. Истосковавшись по мирной жизни,он с головой окунулся в эту благодатную творческую атмосферу.И всюду успевал. Отлично учился (получал Сталинскую стипендию , один в ВУЗе), возглавлял профсоюзную организацию, руководил студенческим научно-творческим обществом, совмещая учебу с производственной деятельностью.

Однажды Рава-Русский райпромкомбинат организовал конкурс на лучшую кафельную печь. Конкурс выиграл Виктор и получил приглашение на работу в качестве мастера в этот небольшой украинский городок на старые керамические предприятия. Он не знал тогда, что в Рава-Русской находится могила его отца Георгия Гаврилова, закопанного живым в землю немцами как красного командира и коммуниста в первые дни войны. Виктор работал два дня в неделю, по субботам и воскресеньям, в свободное от учебы время. Можно сказать, что именно здесь началось зарождение новой художественной керамики как самостоятельного вида творчества. Виктору здорово повезло, так как технологическим руководителем этого предприятия был главный инженер завода Николай Мастыкаш, человек просвещенный, имевший дипломы высшего образования по технологии и философии. Именно он стал инициатором создания художественного направления на этих заводах. Н.Мастыкаш полностью доверял молодому специалисту, а Виктор в свою очередь был благодарен этой дружбе и с энтузиазмом воплощал полученные знания в производство.

Темой дипломной работы В.Гаврилов выбрал «Свадебный сервиз».Это набор замысловатых предметов, предназначенных для украшения свадебного стола. Он включал бокалы для жениха и невесты, каравайные блюда, сувениры, свистульки и т.д. Дипломный проект состоял из 30 предметов, выполнение которых предусматривалось в зеленой потечной поливе по орнаментальной тематической основе. Однако выполнение такого объема в условиях института было практически невозможно и это пришлось делать на заводе в в секрете от кафедры. Сам Мастыкаш целый год конструировал и строил печь для обжига этого уникального произведения .И вот наступил день обжига—самый ответственный и волнующий момент, и он проводился «на ощупь», только глаз специалиста служил "компьютером". Многое зависело не только от количества дров, но и породы глины, а главное — от опыта обжигальщика. А таким мастером был Мастыкаш.
 Вот из печи появился первый предмет — изумрудный, как горный камень и из него идут излучения «холодного» огня. Затем появляются второй, третий предметы и перед первыми зрителями предстает весь волшебный мир. Защита диплома прошла успешно. Обжиг произвел сенсацию и громкий резонанс. Однако Мастыкаш вскоре умирает, а в печи, которую он •строил, больше никто не смог получить нужный изумрудный цвет, это был единственный обжиг только для гавриловского сервиза...

 
Жаль не осталось цветного фото,но и черно-белое хорошо показывает все изящество этого сервиза. Кликните на фото.

 

 
После окончания института Виктору Георгиевичу предлагают остаться в вузе. Сначала он работал мастером, потом педагогом. В институте Виктор получил одну комнату в служебной квартире, где и жила его семья из 4_х человек. Вот дом дом на ул. Метрологической, где он тогда жил.
 


Гаврилов всегда стремился соединять творческий процесс с технологией. Многие его произведения можно рассматривать как экспериментальные. Как мастер он создал уникальную палитру мозаики на креолитовой основе, в которой соединилось более двух тысяч цветов с растяжкой до двадцати тонов каждого колера. Такая палитра давала возможность художникам создавать вещи не только монументального, но и станкового живописноминиатюрного направления. Цветные карандаши, изобретённые Виктором Гавриловым на основе гуммиарабика и пигментов подглазурных красок, позволили работать на керамической поверхности пастельной техникой. Все эти и многие другие технологические эксперименты публиковались в журнале «Декоративное искусство» и экспонировались на разных выставках.

   Желание постичь более глубокие тайны художественной керамики приводит В.Гаврилова в аспирантуру Высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское) в Москве. Его научным руководителем стал Николай Соболев, видный искусствовед. Ему тогда уже шел 90-й год, но он горячо заинтересовался проблемами народного искусства Западной Украины. Это был новый период научно-творческой деятельности Виктора Георгиевича. С Иваном Скобало он постоянно выезжал на этюды в Карпаты, писал портреты гуцулов, знакомился с мастерством гуцульских керамистов в Вижнеце и Косове, устанавливал контакты с Павлиной Цвилык, легендой национальной гуцульской керамики. Кроме собственно сбора материала к кандидатской диссертации,В .Гаврилов занимался и практической работой по соединению творческого процесса с технологией. Поэтому ряд его произведений можно рассматривать именно с этой точки зрения — например, декоративное блюдо «Очи девичьи» и блюдо "Адам и Ева". 

 

            

 

В 1963 году В.Гаврилова приглашают в Минск на должность главного художника фарфорового завода. Он принимает это предложение. С одной стороны, оно показалось ему интересным и перспективным в творческом плане. За короткий срок Виктор Георгиевич создает в Минске полноценную художественную лабораторию, цементирует надежный коллектив единомышленников и направляет их в творческое русло современного профессионального искусства. Потом многолетняя работа в Белорусско театрально-художественном институте (МГТХИ) в Минске. Доцент,а позже и профессор.

 

 

  Вот его интересная работа: "Тигр".Она нашумела в свое время.Многих интересовало ,что  хотел сказать миру художник в этой работе. Виктор Георгиевич разное говорил тогда корреспондентам. От звериного оскала империализма до некой трансцендентной абстракции.А мне однажды сказал под рюмку : "Подвыпил тогда и вот такое получилось.... " biggrin biggrin biggrin  

 

 

В последние годы жизни у Виктора Георгиевича появился интерес к архитектурной керамике, с помощью которой можно вводить специфические акценты в пространственную среду. Одновременно художник занимается «станковыми» формами, наиболее удачные декоративные тарелки, вазы, пласты, композиции можно было увидеть на персональной выставке в академии искусств.
Вот его последние фотографии. Он умер от болезни сердца 20 января 2011 года в возрасте 83 лет. Пусть земля ему будет пухом. А мы помним его живым. У него остались дети, внуки и правнуки, братья и сестры. Он с нами.

 

 

 

 

 

В статье использованы материалы из книги В.Г. Гаврилова. 

 

        
 

 

24 мая 2017 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялось открытие выставки "Дыхание вечности". Выставка посвящена 90-летию со дня рождения Виктора Георгиевича Гаврилова (1927–2011) заслуженного деятеля искусств РБ, художника, педагога, искусствоведа, дизайнера, общественного деятеля, ветерана Великой Отечественной войны, члена Белорусского союза художников. 
 
 
Ниже видео о выставке на русском и белорусском языках. Но нужно остановить плеер с песней. 
 
 
 

А зараз паслухайце, сябры, адну з яго любімых песень: "Ня шуміце бярозы (а я лягу і прылягу)

 

 

P.S. Еще при жизни Виктора Георгиевича  в нашей семье появился его полный тезка , тоже Виктор Георгиевич ,но уже Бондаренко, внучатый племянник В.Гаврилова. Малыш родился и живет в Германии, где воевали его прадеды и это глубоко символично. У малыша в крови смешались русская,украинская,греческая и немецкая кровь. Будь счастлив малыш!  ))))))))))))

 

 

Категория: Биографии семей или людей связанных с семьей Дедусенко | Добавил: vkbond (09.05.2012) | Автор: "Огонь, мерцающий в сосуде".
Просмотров: 1993 | Комментарии: 2 | Теги: Виктор Георгиевич Гаврилов, педагог-художник, керамика, белорусский фарфор | Рейтинг: 5.4/9 |
Всего комментариев: 2
0
1  
22-03-2015 после тяжелой, но не продолжительной болезни , в возрасте 76 лет умерла младшая сестра Виктора- Тамара.Пусть земля ей будет   пухом и Царство ей небесное!  Вот последнее их совместное фото во Львове в ресторане на семейном празднике.


0
2  
Совершенно неожиданно  11-04-2015  года в 01-30-ночи умер от сердечного приступа сын Виктора - Юрий Георгиевич Гаврилов.Ему было только      56 лет.((( :



"Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и д'аруй ему Царствие Небесное".

Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments