Художник-педагог Виктор Георгиевич Гаврилов. Биография и воспоминания родных о нем
Гаврилов Виктор Георгиевич (14.07.1927, Горловка ,Украина - 20.01.2011, Минск,Беларусь)
Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, художник, педагог, искусствовед, дизайнер, общественный деятель, ветеран Великой Отечественной Войны, член Белорусского союза художников с 1963 г. Участник международных и всесоюзных художественных выставок. Его произведения находятся в художественных музеях Белоруссии, Италии, Венгрии, России, Украины а также установлены на общественных архитектурных объектах.Профессор Белорусской государственной академии искусств.С 1959 по 1963 гг. преподаватель Львовского института декоративно-прикладного искусства. Основоположник белорусского художественного фарфора. С1963 по 1967 - главный художник Минского фарфорового завода. Многие его авторские произведения внедрены в массовое производство. Им создано художественное направление белорусского фарфора. Награждён Дипломом «Фаэнцо» (Италия). В 1967 г. закончил аспирантуру при Московском высшем художественно-промышленном училище (Б. Строгановское).Кандидат искусствоведения, имеет научные труды. Книга-альбом «Белорусская керамика» является единственным цветным изданием, освещающим уникальное искусство керамики Беларуси. С 1967 г. - доцент Белорусского государственного театрально-художественного института. С 2002 г. профессор кафедры «Интерьер и оборудование» Белорусской государственной академии искусств. Многие его ученики имеют почётные звания, являются ведущими специалистами художественных предприятий Республики Беларусь и за её пределами. За научную работу и подготовку профессиональных кадров награждён Почётной грамотой Верховного Совета БССР. В 1963 году был избран первым председателем секции декоративно-прикладного и народного искусства Белорусского союза художников. Неоднократно избирался в члены президиума и члены правления Художественного Фонда Белорусского союза художников, являлся членом Всесоюзного Совета по декоративно-прикладному и народному искусству при Союзе художников СССР. Избран председателем Совета ветеранов войны при Белорусском союзе художников. За развитие декоративно-прикладного искусства Республики Беларусь и подготовку профессиональных кадров декоративно-прикладного искусства награждён Специальной премией Президента Республики Беларусь «За вклад в воспитание творческой молодёжи» в 2004 г.
Недавно о нем в Минске вышла книга "Художник-педагог Виктор Георгиевич Гаврилов”.Некоторые его работы приводятся ниже.
24 мая 2017 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялось открытие выставки "Дыхание вечности". Выставка посвящена 90-летию со дня рождения Виктора Георгиевича Гаврилова. Ниже видео о выставке на русском и белорусском языках.
Виктор Гаврилов, с которого начался белорусский фарфор, в воспоминаниях дочери Таисии Копыльской
14 июля в минской квартире Виктора Гаврилова будет шумно: по случаю его 90–летия многочисленные родственники приедут даже из других стран. Гости предвкушают богатое застолье, веселый хаос и разговоры до рассвета — все, как он любил. Шесть лет о Викторе Георгиевиче говорят в прошедшем времени, но его дом по–прежнему остается теплым центром для всей большой семьи. Ведь поддерживать огонь он умел как никто другой. Через него были связаны две ветви семьи в Минске и во Львове. На фото слева он с дочерью,сыном и внучками в гостях во Львове (на фото можно кликнуть). А на правой его дочь Таисия Копыльская с гостями из Львова уже в Минске. Как всегда у нас при встрече все начинается с капустников.
Первая фаянсовая мануфактура возникла в Беларуси еще в 1779 году. Есть и другие данные — 15 марта 1951 года Минский изразцовый завод был переименован в фарфорово–фаянсовый, эту дату и считают официальным днем рождения белорусского фарфора. Виктор Гаврилов приехал в Минск только в 1963–м. Однако на слова о том, что весь наш фарфор начался с него, не возразит никто. На выставке в Национальном художественном музее сейчас демонстрируются некоторые из работ Гаврилова. От условных керамических форм и выразительных юбилейных тарелок с агитационными лозунгами о крепкой броне и быстрых танках до хрустальных ваз и заварочных чайников, которые напомнят о детстве очень многим.
Не у всех они сохранились, стекло и фарфор — материал недолговечный, да и беречь посуду со сколами и трещинами не принято. Но антиквары в приметы не верят и готовы торговаться даже за серийные чашки с клеймом Минского фарфорового завода. Завод закрылся, чашки с каждым годом становятся все дороже и уникальнее. Впрочем, при любом раскладе эту посуду ни коллекционеры, ни искусствоведы не проигнорировали бы. У сервизов Виктора Гаврилова — белорусские названия и узоры, напоминающие о слуцких поясах. До него с конвейера фарфорового завода в Минске сходили аляповатые копии тиражной продукции российских предприятий. Первое, что сделал Гаврилов на посту главного художника завода, — запретил расписывать доверенный ему фарфор. Вообще. После чего вместе с коллегами стал искать новые цвета и сюжеты. Как Владимир Мулявин сделал популярной белорусскую народную песню, так и Виктор Гаврилов убедил всех, что стилизованные васильки, ромашки и папоротники украшали наш быт всегда. Как и знаменитый песняр, Гаврилов не был белорусом по рождению. И тогда, в 1963–м, рассчитывал пробыть в Минске всего два месяца — до конца своего летнего отпуска. Но во Львовский институт прикладного и декоративного искусства, где до того преподавал уже много лет, не вернулся.
Таисии Копыльской, дочери Виктора Гаврилова, было 12, и обстоятельства их внезапного переезда она запомнила в деталях: — Сюда папа приехал по просьбе директора Минского фарфорового завода. Мы с мамой и маленьким братом остались во Львове. Проходит время, ждем его домой, но вместо папы на пороге появляется сотрудник почты и вручает телеграмму: «Пришлите паспорт, я остаюсь». И все, больше никаких подробностей. Мама даже успела решить, что он нас бросил, но тут вслед за первой приходит вторая, такая же лаконичная телеграмма: «Приезжайте». Словом, в Минск мы прибыли в такой растерянности, что даже забыли в вагоне чемодан, куда сложили почти все свое добро. Жили небогато — во львовском доме художников у нас была 9–метровая комната, общий коридор и туалет в подвале. Вот этот дом на ул. Метрологической во Львове. Первый этаж.
На вокзале нас встретили папа и Михаил Беляев. Все вместе прибыли к какому–то дому. Маме вручили ключ — и мы оказались в просторной квартире, в центре которой стоял круглый стол и кроватка для брата. Все, что папа успел купить... Семья художника: сын Юрий, дочь Таисия, жена Любовь Федоровна.
Михаил Вениаминович Беляев и Тарас Николаевич Порожняк ( оба раньше были заведующими кафедрой художественной керамики Львовского института прикладного и декоративного искусства в 1952-1964 г.г.) переехали в Минск чуть раньше — в Белорусском театрально–художественном институте накануне открыли отделение декоративно–прикладного искусства, куда их пригласили преподавать. Керамика, гобелен, монументальная живопись начинались в Беларуси с этих имен. Позже к ним присоединились Гавриил Ващенко, Александр Кищенко, Ангелина Бельтюкова. И Виктор Гаврилов, сменивший завод на студенческую аудиторию, как только убедился, что предприятие справляется без него. Во львовском доме художников почти все они были соседями. И эту камерность, теплоту, ожидание большого семейного праздника привезли с собой в Минск, который в сравнении со Львовом сразу казался им огромным и пустынным. Привезли и сделали главным качеством неповторимого белорусского декоративно–прикладного искусства. В опустевшей мастерской Виктора Гаврилова друзья и родные несколько дней разбирали бесчисленные баночки с краской. До конца жизни он, как фанатичный алхимик, смешивал оксиды и пигменты, пытаясь изобрести то, чего до него еще не было. Карандаши, позволяющие расписывать керамику пастелью. Или мозаику, окрашенную в 40 тысяч оттенков, — этими изобретениями Виктора Гаврилова художники стали пользоваться еще в советские годы.
— Сделать вдох в его мастерской человеку неподготовленному было затруднительно, — вспоминает дочь свои визиты в это мистическое место. — А ведь он и маски никогда не надевал! Даже когда я была девчонкой, со всем на свете папа справлялся быстрее меня. Ни энергии, ни идей, ни внутренней силы меньше у него не становилось, несмотря на возраст. Когда врачи заговорили об операции, я даже подумать боялась, что папа может лишиться ноги. «Ты что, нормальная ситуация», — отреагировал он на это... Ему было важно прожить как можно дольше, и он был готов платить любую цену. Не ради искусства. Для брата Владимира. Художником должен был стать старший из братьев Гавриловых, Владимир, пропавший без вести в годы войны. Младшего ждали подмостки — когда–то его действительно приглашали петь во львовской опере. Пройдя через ад Кенигсберга, который он освобождал от фашистов вместе с такими же мальчишками, как сам, Виктор Гаврилов сохранил и слух, и голос, и обаяние. Но после демобилизации выбрал не сцену, а глину. Единственное, что мог сделать для Владимира.
— Семья значила для него очень много, — не скрывает Таисия Викторовна. — 9 Мая папа шел на Военное кладбище и оставлял конфеты на каждой из солдатских могил. Все попытки разузнать что–либо о брате ни к чему не привели. Где похоронили его отца, также не узнал — чуть ли не в первый день войны моего деда–коммуниста растерзали бандеровцы. Годы спустя в Раве–Русской, где погиб отец, Виктор Гаврилов будет обжигать дипломный «Свадебный сервиз» в своей первой печи. И, возможно, в тех же самых лесах рубить еловые ветки, чтобы получить уникальный изумрудный оттенок этого сервиза — никто и никогда не смог повторить такое, слишком трудоемким оказался процесс. Все переплелось в его жизни: боль, счастье, огонь... Этот сервиз он посвятил жене Любови Федоровне. Как и многие другие из своих работ, на обороте которых писал первые буквы ее имени. Его Любушка была полной противоположностью ему — темпераментному, яркому, динамичному. Поклонницы осаждали харизматичного Гаврилова, что иного артиста, но рядом с женой у них не было никаких шансов. Автором первых портретных изображений на белорусском фарфоре стал также Виктор Гаврилов. Всего однажды он сделал вазу с портретом своей пятилетней дочки. Любушку не запечатлел ни разу. Перенес на фарфор немало романтических сцен и женских образов, но изображал других, не ее. Возможно, боялся сглазить, полагает дочь: — Но в каждой такой тарелке я видела его любовь к маме, все это посвящалось ей. Декоративное блюдо «Очи девичьи»
Таисия Викторовна стала искусствоведом, известным экспертом по перемещению культурных ценностей за границу. Хотя в школе грезила о халате медика. А ее отец мечтал о династии в искусстве. Но не давил, не настаивал, просто однажды привел дочку к Елене Аладовой в художественный музей, где та предложила ей протирать картины от пыли. Все, дальше Виктору Гаврилову было не о чем волноваться. Такую же тонкую дипломатию он проявлял во всем. Но когда один из деревенских гончаров попросил его помочь с конем, чтобы перевозить свои жбаны, отправился прямиком в Совмин. В то время держать лошадей в домашнем хозяйстве не разрешалось, а народным мастерам не платили ни зарплат, ни пенсий. В итоге гончар получил своего коня, а некоторое время спустя народных мастеров признали официально. Сегодня один из учеников Виктора Гаврилова, Валерий Колтыгин, устраивает знаменитые на весь мир пленэры керамистов. Другие выпускают фарфор в Добруше.
— Если бы папа по–прежнему работал на Минском фарфоровом заводе, ни за что не позволил бы его закрыть, — убеждена Таисия Копыльская. — Вот ни минуты не сомневаюсь в этом. Он очень переживал и, конечно же, все понимал. Что у завода долги, что кризис. Но наверняка смог бы придумать какой–нибудь нестандартный ход. Ведь все это было ему нечужим. Помню, однажды подслушала его диалог с таможенником на украинской границе: «Куда вы едете?» — «До дому». — «Откуда?» — «З дому»... (По мотивам интервью Таисии Копыльской изданию СБ Беларусь сегодня - В.К.)
добрый день простите это не корректно но страсть коллекционирования сильнее может быть есть возможность продать работы Виктора Георгиевича? собираем Минский фарфор очень много изделий но работ Гаврилова очень мало помогите
Извините но это картина Гаврилова Владимира Николаевича (1923-1972г.г.) Работал и преподавал он в Москве. Увы к Белоруссии он не имеет отношения((
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.