Куба́нское каза́чье во́йско ( кубанские казаки) — часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны.
Из линейцев в Кубанское войско вошли два полка. Первый это Кубанский полк, чьи казаки были потомками донских и волжских, переселившихся на среднюю Кубань непосредственно после вхождения Кубани в состав России в 1780-х годах. Второй - Хопёрский полк, донские казаки проживавшие между реками Хопёр и Медведица с 1444 года. Хопёрские казаки Войска Донского отличились 21 мая 1696 года , поучаствовав в разгроме турецкого флота, и 17 июля при взятии Азова, эта дата стала затем старшинством Кубанского войска, хотя ядром нового войска стали именно Черноморцы.
Об истории их появления на Кубани и Тамани подробно изложено на этом сайте в статье История появления запорожских казаков в Приазовье, а если в двух словах, то Черноморцы возникли из Запорожцев , которые переселились в результате нескольких походов на кубанские земли. К ним присоедились и Задунайские запорожцы перехавшие в Приазовье в 1832 году. Так появилось Кубанское казачество, которое и сегодня остается верной данной в конце XVIII века присяге. Несмотря на то, что новое войско было значительно переустроено по стандартам других казачьих войск Российской империи, кубанцы смогли сохранить в новых условиях много традиций запорожцев, правда, сменив шаровары на более удобную местную одежду: черкески и т. д.
В качестве дополнения к посту, привожу картину Войцеха Коссака польского улана, польского националиста и антиказака по духу. Польский национализм, как и многие "национализмы" возрос в 19 веке, и базировался на трех основных постулатах. "Кров, Земля, Вера". Кровь - это связь с предками и историей, Земля - это Польша от моря до моря, Вера - это истовый католицизм, который уже утеряла почти вся Европа. Чем не "польский казак" этот антиказак?
Картина называется просто "черкес" хотя на изображении (кстати великолепная динамичная картина), изображен типичный кубанский казак! Это видно и по цветам черкески и по типу конского снаряжения и вооружения. А вот как они выглядели в 19 веке.
Кубанские казаки участвовали во всех войнах ХIХ – начала ХХ вв.. Об участии черноморцев в войне с Наполеоном в 1812 мы уже писали !Ссылка ТУТ ! . Казаки Кубани также внесли ощутимый вклад в борьбу России с остатками польской государственности (после двух разделов Речи Посполитой ), постоянно участвуя в ходе подавления восстания Т.Костюшко и других , более поздних восстаний и обеспечивая охрану границы и общественного порядка на территориях, ранее принадлежавших Польше. И опять картина Войцеха Коссака "Черкесы в Краковском предместье" .Это антирусское восстание 1863 г. Краковское предместье - это проспект в Варшаве. В город врываются российские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу с православным знаменем. Потому видно , что это не черкесы, а кубанцы, но это не суть важно для упоротого поляка. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются. Сильная вещь по динамике и особенно по правдивости, чем и славны поляки по отношению к русским. Вызывает улыбку и тот факт, что несколько сотен пленных польских повстанцев Костюшко записались в казаки и верно служили России. И самое главное. "Каратели" казнили убийц из числа повстанцев в 10 раз меньше, чем повстанцы зарезали мирных русских чиновников.Даже их жен убивали. Тоже мне герои!!!
Черноморцы, а затем и кубанцы принимали участие и в Кавказcких войнах 1829—1864. Воевали они в 1881 году в войне с туркменами-текинцами.
В 1877−1878 годах в войне с Турцией приняло участие в военных действиях всё Кубанское войско, казаки воевали в Болгарии; особенно же они отличились при обороне Шипки , Баязета , при защите Зорского перевала, при Деве-Бойну и при взятии Карса.
В 1904−1905 около 2-х тысяч кубанских казаков участвовали в русско-японской войне. В мае 1905 года казаки под командованием генерала П. И. Мищенко в ходе конного рейда взяли в плен 800 японских солдат и уничтожили артиллерийский склад противника.
А 8 августа 1910 года — в память заслуг перед Россией славных Запорожских казаков, долгое время несших порубежную службу, и в память основательницы Черноморского войска, повелено 1-й Ейский полк Кубанского казачьего войска именовать 1-м Запорожским Императрицы Екатерины Великой полком,Кубанского казачьего войска, а 2-й и 3-й Ейские полки — именовать 2-м и 3-м Запорожскими.
Затем грянула Первая мировая война на фронты которой Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков, 22 пластунских батальона, 6 конноартиллерийских батарей, 31 особую сотню, 7 конвойных полусотен, отдельный конный дивизион и 2 лейб-гвардии казачьи сотни императорского конвоя. Из мужского населения, не принадлежавшего к войсковому сословию, формировались армейские полки. В них служили более 50 тыс. жителей Кубанской области и 7000 чел. – Черноморской губернии. Австрийцы и немцы называли казаков «дьяволами на лошадях». Противник считал, что лучше сразиться с десятью обычными солдатами, чем с одним казаком. Например под Городком близи от Львова в Галиции значительные силы австрийцев обрушились на авангард армии А.А. Брусилова. В бой были брошены лучшие кавалерийские части австро-венгерской армии - будапештская гвардия. Навстречу мадьярам ринулись казаки. Два часа длилась кровавая сеча. Из вражеских кавалеристов не осталось в живых ни одного человека.Не могли бывшие кочевники устоять перед нашим конном войском. О потерях кубанских казаков неизвестно. Об отваге кубанцев говорит тот факт, что только за август 1914 г. было представлено к награде до 500 казаков.
За свои боевые заслуги они не раз получали награды из рук самих императоров. Вот фото Императора Николая II с кубанскими казаками-пластунами на фронте в 1915 году после награждения.
К началу Гражданской войны Кубанское казачье войско составляло около 1,5 миллионов человек. В революционное время кубанцы выступили на стороне Белого движения.В то же время некоторая часть казаков служила в Красной армии. В Гражданскую войну на её стороне воевало не более 20 процентов всех казаков.После Гражданской войны в Красную армию не призывались представители «эксплуататорских классов», в число которых были отнесены и казаки. В 1936 году был разрешён призыв казаков, а в 1939 года были отменены ограничения на призыв по классовому принципу, однако сохранялись ограничения при поступлении в военные училища.Впервые казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом 1 мая 1937 года по Красной площади.
С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. Такие части создавались осенью 1941 года по примеру опыта Первой мировой войны, за что в народе назывались «Дикими дивизиями». С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков также были сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. Вот части кубанских казаков на параде Победы в 1945 году.
Хочу закончить пост лирической песней об кубанских казаках из фильма "Кубанские казаки" из далекого 1949 года. Кстати фильм так назвал сам товарищ Сталин во время первого просмотра. Видеоряд клипа защищен Мосфильмом и потому для просмотра может быть надо перейти на Ютуб, но тогда не забудьте дочитать пост и вернитесь сюда по ссылке ,которая есть в Ютуб.
“Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” - Фазиль Искандер.