Герб О семье Дедусенко и семьях, связанных с нею.
 Биографии и статьи.
Герб
Главная | Каталог статей | Регистрация Вход Приветствую Вас    Гость     Пятница, 19.04.2024,06:18

Меню сайта


Категории раздела

Биографии ветвей семьи Дедусенко [11]
Биографии семей или людей связанных с семьей Дедусенко [11]
Статьи об истории казачества [8]


 Мои небеса


 Ночь во Львове


Главная » Статьи » Статьи об истории казачества

Отношение казаков к своему коню или лошадиный рай

Казачий конь

В течении несколький тысяч лет,  при помощи коня был  создан особый тип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.  Благородное животное невозможно обмануть! Любая трусость, обнаруживается конем на  биологическом уровне. Человек, испытывающий страх, выделяет муравьиную кислоту, которую и улавливает острое обоняние коня . Потому конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент. 

Конными были хазары, которые вероятно и были первыми казаками.

На различных этапах существования казачества в его состав входили славяне, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Значение термина, позже ставшего этнонимом определяется  как вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек, но главное в этом - вольный всадник. 

 

Казак на коне - символ казачества.
 


«Трудно найти что-нибудь более органично, чем союз казака и лошади, разве что мать с младенцем могут поспорить с оным», - замечал в XVI и веке западноевропейский летописец. 

 


 

Действительно, казаки, которое проводили больше половины своей жизни в походах, ценили своего коня, любили его. относились с большой нежностью, доверяли им самые сокровенные тайны и делились с ними душевными переживаниями.   Донские казаки считали,что  “У коня душа человечья”  и ему нельзя врать : «Не бреши жене на базу, а коню в дороге”.  Кони также отличались особым отношением к своим хозяевам. Известный историк запорожского казачества Дмитрий Яворницкий писал о лошадях запорожцев, что «те были наделены чрезвычайным умом, силой и выносливостью»: Крикнет, бывало, запорожец лошади« ползи », то он протянет передние ноги вперед, а задние назад, и ползет. А как услышит свист казака, то сразу помчится к нему ».  Слаженность казака и коня была такая, что казаки могли перепрыгивать через лошадь на полном скаку, скакать на лошади, стоя в седле на голове, переползать под брюхом лошади и др. В сабельном бою такой конь казака лягал и кусал коня врага.     В перестрелке тело коня служило защитой для казака. Смертельно раненый басурманской саблей или пулей, казак просил коня - своего верного друга - «рассказать» о гибели хозяина в Сечи или на хуторе семье. 

 


В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается ночами на Дон, и приходит прямо на баз своего хозяина и  этим дает знать родным козака, что нет того на белом свете.
 

 



Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.  Перед отъездом кубанского  или донского казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.    

 

Казачьи песни  - народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России и современной Украины. На сложение казачьих песен оказали влияние российские и украинские народные песни и думы, северокавказская музыка, а также авторские произведения российских композиторов. Круг песен делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, кубанские,запорожские, терские, уральские и т. п. Среди них немало песен в который поспевается казачий конь . Вот и на самой популярной народной картине, которая украшала в древности каждую казацкую хату«Казак Мамай», казак он изображен с кобзой и конем. Изображение коня есть почти на всех картинах "Казак Мамай", так как без коня невозможно представить казака ни в мирное, ни в военное время  А поет Мамай конечно о своем коне. 

 


Например песню  «Любо, братцы, любо». Сюжет близок этой песни к более древней песне «Чёрный ворон»: смертельно раненый в бою казак прощается с жизнью. Казачья песня "Любо,братцы, любо" звучит в исполнении Жанны Бичевской. 
 
 
 
 

 

Теперь Вы можете посмотреть очень красивую композицию из казачьей песни "Любо,братцы, любо" в том же исполнении   и кадров из кинофильма ""Тихий Дон ", но не забудьте выключить плеер,если музыка еще идет. И не забудьте включить звук на виодеоплеере.   И  после просмотра видео загляните в конец этого поста. Рай для лошадей!  
 


 

В забытом храме встану у порога
И подойду тихонько к алтарю.
Я так давно хочу спросить у Бога:
- Спаситель, есть ли лошади в Раю?

 
Может быть лошадиный рай такой? 
 




 
А может быть кони превращаются в мудрых единорогов. И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты.  Единорог - символ волшебства. Его магические силы также легендарны. Его рог тверже самого прочного алмаза, он способен нейтрализовать яды. А слезы единорога могут исцелять как физические раны, так и горести сердца. В сочинениях средневековых христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии. 
 



 
Категория: Статьи об истории казачества | Добавил: vkbond (23.05.2017) | Автор: vkbond
Просмотров: 8910 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
     “Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости” -       Фазиль Искандер.
comments powered by HyperComments